Социально-психологическое сопровождение и коучинг

Развитие практики индивидуального психологического консультирования в рамках управления человеческими ресурсами привело к внедрению таких его видов, как социально-психологическое сопровождение и коучинг (coaching).

Первое опирается на психосоциальный подход, рассматривающий возможности человека, его потенциал, способность к личностному росту и развитию в контексте условий, ресурсов организации и помогающих отношений и воздействий.

Социально-психологическое сопровождение реализуется в ситуации, когда необходимо решить психологические, межличностные и социальные проблемы персонала, и направлено на то, чтобы снизить уровень стресса и устранить внутренний или внешний конфликт в рамках проблемной ситуации посредством поддерживающих, обучающих и развивающих отношений. Вмешательства в контексте психологического сопровождения могут быть направлены непосредственно на клиента, а также и на других вовлеченных в ситуацию лиц и систему в целом, поскольку оказываемая клиентам помощь предполагает использование как личностных, так и доступных для организации социальных ресурсов.

Таким образом, под социально-психологическим сопровождением понимается целостный и непрерывный процесс, связанный с изучением, формированием, развитием и коррекцией психофизиологических, психологических и социально-психологических характеристик, которые отличают субъектов труда и жизни, обеспечивают их нормальное состояние в реальных условиях. Оно осуществляется в рамках целостной исследовательско-развивающей технологии, нацеленной на оптимизацию труда и жизни социальных субъектов для того, чтобы наиболее полно реализовать их творческий потенциал и поддержать комфортное психическое состояние и наивысшую продуктивность. При всей сложности и многоплановости задач, реализуемых в рамках этой технологии, все же ее ключевым звеном являются консультационные взаимодействия.

Как и в случае с индивидуальным психологическим консультированием, при социально-психологическом сопровождении используются все те же вмешательства: информативные, предписывающие, конфронтационные, катартические, каталитические, поддерживающие.

В своей совокупности они направлены на развитие способности клиента эффективно справляться с проблемами жизнедеятельности и межличностных отношений, на создание опоры в этом со стороны организации.

Коучинг (coaching) как технология разработан Джоном Уитмором и включает в себя исследование «открытых» проблем, которые могут иметь несколько возможных решений. Сам этот термин означает «тренировать, наставлять, воодушевлять». Коучинг служит для раскрытия потенциала личности, чтобы максимизировать производительность и эффективность деятельности. Он может осуществляться как по отношению к клиенту (будь то индивидуальный или коллективный субъект деятельности),
так и к себе в форме самокоучинга. Коучинг рассматривается как прямое воздействие с немедленным повышением эффективности — как при консультативном взаимодействии, так и при наставничестве (передаче опыта старшим или более опытным человеком менее опытному).

Первым ключевым моментом коучинга выступает осознание, которое является продуктом сфокусированного внимания, концентрации и ясности. Осознание рассматривается как собранность и ясность восприятия относящихся к делу фактов и информации и способность определить, что именно относится к делу.

Осознание в коучинге также рассматривается как обратная связь — от внешней среды, собственного тела, действий, оборудования, — противоположная той, что получают от других людей. Таким образом, первая функция специалиста, проводящего коучинг, — повышение осознания. Это достигается особой формой вербального взаимодействия — вопросами, которые задает эксперт, осуществляющий коучинг. Дж. Уитмор указывает, что вопросы мобилизуют внимание для ответа, фокусируют для точности и создают петлю обратной связи.

Второе ключевое понятие коучинга — это ответственность. Под этим подразумевается принятие на себя ответственности самим развивающимся субъектом. Это обеспечивается свободой выбора, которая создается в ситуации взаимодействия клиента и консультанта, ведущего коучинг. Таким образом, директивные формы взаимодействия противоречат самому духу этой технологии.

Существует рекомендуемая последовательность вопросов коучинга. Полная ее реализация при взаимодействии целесообразна в тех случаях, когда впервые проводится сеанс по новой теме. Если же коучинг используется для работы с задачами, обсужденными ранее, он может начаться и закончиться на любой стадии. Этот алгоритм фиксируется в русскоязычной традиции аббревиатурой РОСТ. Оригинальное же его название состоит из слов — goal, reality, options, what. Первые буквы их образуют аббревиатуру GROW, что и переводится как РОСТ.

Что же скрывается за аббревиатурой РОСТ? В сущности, это сокращенная последовательность стадий выработки и принятия решения, сходная с тем, что имеет место и в других технологиях консультирования.

  • Расстановка целей (для сессии коучинга, а также для краткосрочной и долгосрочной перспективы деятельности). Предполагается, что цели должны отвечать некоторым требованиям, в частности: быть разумными, специфичными, измеримыми, согласованными, определенными во времени, позитивными, понятными, уместными, этичными, юридически обоснованными, приемлемыми, формулируемыми, представляющими определенный вызов.
  • Обследование текущей ситуации с точки зрения понимания действительности (реальности). Обследование и описание реальности должно отвечать принципам беспристрастности, объективности и не содержать оценочных суждений. Оно должно все более и более конкретизироваться и углубляться для полноценного осознания реальности.
  • Список возможностей и альтернативных стратегий или направлений действий. Выработанный список должен быть результатом широкого творчества, снижения внутренней цензуры и содержать обоснование как можно большего числа альтернативных действий. Действия должны быть оценены с точки зрения их эффективное™ и цены, возможностей комбинирования.
  • То, что надо сделать (следует также определить, когда и кому), а также наличие воли к действию [171, с. 64].

Ключевым моментом в реализации технологии РОСТ является создание предпосылок для осознания и ответственности. Технология коучинга в настоящее время достаточно широко применяется как в организационной практике, так и в других сферах жизнедеятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)