Социальная служба организации

Перемены в жизни общества, вызываемые ускорением научно-технического и социального
прогресса, ведут к возрастанию роли человеческого фактора трудовой деятельности и значения
личностных качеств работников. Это обстоятельство на всех уровнях, включая и организации, усиливает потребность в регулировании социальных процессов, в грамотном, действительно научном управлении социальным развитием.

Фактически на каждом сколько-нибудь крупном предприятии, будь то в США, Германии, Японии или другой стране, есть управленческие службы, которые занимаются кадровой работой (человеческим ресурсом), обеспечением социального  партнерства и связей с профессиональными союзами, социальным обслуживанием персонала, расходами на благотворительные цели.

В России в настоящее время социальные службы действуют в условиях перехода от планового,
чрезмерно централизованного хозяйствования к социально ориентированной рыночной экономике.

Их структура определяется, с одной стороны, размерами и особенностями организации,
а с другой — сложностью решения как производственно-экономических, так и социальных задач.

В новых условиях ответственность организаций и, следовательно, их руководителей и
социальных служб повышается.

Необходимо учитывать (а) многообразие форм собственности; (б) последствия приватизации бывшего государственного имущества; (в) изменения
в системе оплаты труда, диктуемые развитием рыночных отношений, расширением платности социальных услуг и их удорожанием; (г) реформирование социального страхования и других видов социальной защиты населения.

Забота о социальной сфере псе больше перекладывается на негосударственные органы, в первую очередь на муниципальный уровень и сами организации.

В зависимости от конкретной ситуации управление социальным развитием осуществляется либо
руководством организации, либо специально уполномоченными на то лицами, либо автономными
подразделениями функционального назначения, которые являются частью системы управления
персоналом.

Типовой вариант организационной структуры такой системы, как указывалось выше, предусматривает должность заместителя директора по персоналу с подчинением ему
соответствующих подразделений.

Если организация располагает разветвленной сетью собственной социальной инфраструктуры,
управление ею может осуществляться отдельно.

В этом случае подходит вариант, предусматривающий должность заместителя директора по социально-бытовым вопросам с приданием ему подразделений, ведающих соответствующими объектами социальной сферы, предоставлением жилищно- коммунальных, бытовых, оздоровительных, досуговых и иных социальных услуг.

Задачи, выполняемые социальной службой, имеют свои особенности. Специалисты этой службы
должны быть предельно внимательными к людям и их запросам, доверенными им средствами
поддерживать благополучие работников и социально-психологический комфорт в коллективе, строго блюсти требования по охране и режиму труда, стимулировать интерес к делу.

Для этого важно обладать необходимым минимумом гуманитарных знаний, запасом психологического и педагогического такта, этической выучкой.

Полезно усвоение зарубежного опыта решения социальных проблем. Он, в частности, учит тому,
что рыночная экономика — это не только равнозначные отношения по поводу купли-продажи товаров и услуг, это еще и культура таких взаимоотношении, сориентированных на
признаннные в данном обществе ценности, социальные нормы и нравственные требования.

Мировая практика значима и тем, что, предостерегая от слепого копирования зарубежных
моделей социального развития, дает возможность критически оценивать отечественный опыт, его уроки. В условиях нынешней России это особенно важно, поскольку при  продвижении крыночным отношениям не следует безоглядно отвергать все, что было испробовано плановой
экономикой, нужно извлекать из прежней практики рациональные выводы.

Функции социальной службы складываются из всего набора известных управленческих элементов. Они, естественно, сообразуются с социальной средой отдельно взятой
организации и общей спецификой социального управления.

Чтобы действовать в социальной сфере целесообразно, нужны прогнозные проекты, целевые
программы, планы — краткосрочные (в пределах одного года), среднесрочные (до пяти лет),
долгосрочные (до десяти и более лет).

Примером осмысленного планирования в социальной сфере могут служить программы повышения качества трудовой жизни, нашедшие с середины 70-х годов распространение в США и ряде других стран, а также относящаяся к70-80-м годам практика социального планирования на предприятиях бывшего СССР.

Прогнозирование и планирование — важнейший инструмент управления социальным развитием,
предполагающий анализ состояния социальной среды организации, учет воздействующих на нее
факторов, разработку проектов и программ, рассчитанных на перспективное использование
потенциальных возможностей.

Должны приниматься во внимание положение дел не только в самой организации, но также
обстановка в отрасли и регионе, ситуация в стране.

Социальной службе присущи организационно-распорядительные функции обеспечения
мероприятий, обоснованных целевыми программами и планами социального развития.

Это требует взаимодействия и координации со смежными управленческими структурами
организации, профсоюзами и другими общественными объединениями, отраслевыми и территориальными органами социального управления. Необходима также подготовка проектов документов по социальным вопросам

— решений, приказов, положений, инструкций, рекомендаций и др.

Распорядительная деятельность социальной службы всецело подчиняется полнообъемному
исполнению законодательства, определяющего правовые основы социальной политики государства и гарантий в сфере социально-трудовых отношений.

Столь же  обязательно руководствоваться социальными нормативами, представляющими собой конкретные ориентиры в социальном развитии организации.

Существенную сторону деятельности социальной службы составляет использование разного
рода стимулов, побуждающих коллектив к активной работе по выполнению целевых программ и планов социального развития, повышению результативности солидарных усилий.

Сюда входит материальное и моральное поощрение тех, кто проявляет в деле социального развития полезную инициативу, показывает добрый пример.

Обязанностью социальной службы являются постоянный контроль за практической реализацией
намеченных социальных мероприятий, информирование коллектива о переменах в социальной среде организации.

Осуществление этих функций связано с получением, анализом и
обобщением сведений, касающихся социального развития, экспертизой условий труда и быта работников, подведением итогов, оценкой экономической и социальной эффективности улучшений, достигнутых в  социальной среде организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)