Содержательные правила

При определении сферы правового регулирования (сферы общественных отношений), подлежащей правовому регулированию, необходимо исходить из тех отличительных свойств, которыми эти отношения должны обладать:

  • носить сознательно-волевой характер;
  • допускать возможность применения мер государственного принуждения;
  • поддаваться внешнему контролю;
  • выражать интересы личности или общества в целом;
  • обеспеченность их реализации различными средствами (материальными, финансовыми и иными).

Термин «сфера правового регулирования» ввел в научный оборот профессор Лазарев В.В., который рассматривает её как «совокупность отношений, складывающихся между людьми, сопровождающих их жизненных фактов и обстоятельств, которые могут и с точки зрения задач должны быть подвергнуты правовой регламентации». Поэтому, по справедливому мнению В.В. Лазарева, в сферу правового регулирования включаются те отношения, которые:

  • могут, должны и урегулированы;
  • могут, должны, но не урегулированы.

Однородность правового регулирования. Для повышения эффективности юридического документа важно определиться в четких границах сферы его действия (во времени, пространстве и по кругу лиц).

Поэтому нормативный правовой акт (иной юридический документ) должен быть ориентирован на однородные общественные отношения. Однако это не означает, что следует избегать принятия законов, включающих в себя нормы разных отраслей права.

Так, федеральный закон Российской федерации от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской федерации» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, что свидетельствует о его межотраслевых связях.

При определении границ сферы действия юридического документа, важно учитывать принцип (правило) полноты правового регулирования.

Соблюдение этого принципа позволяет избежать пробелов в правотворческой и правореализующей деятельности. При этом, следует иметь в виду, что под пробелом понимается «полное или частичное отсутствие правовых установлений (норм) необходимость которых обусловлена развитием социальной жизни…».

Правильный выбор отрасли права. При выборе соответствующей отрасли права следует исходить из оценки общественных отношений, требующих соответствующего урегулирования. Такая оценка должна осуществляться с позиции политической, экономической, социальной, нравственной потребности общества.

Выбор правовой формы. От правильности выбора соответствующей формы юридического документа зависит его эффективность. Осуществление выбора правовой формы осуществляется поэтапно.

Первый этап такой деятельности связан с определением сферы правового регулирования и подбором соответствующих отраслей законодательства, с которыми данная сфера связана.

Второй этап определения формы юридического документа связан с определением вида правового регулирования и характером норм или правовых предписаний, которые подлежат включению в соответствующий юридический документ.

Соблюдение перечисленных правил будет способствовать социальной адекватности юридических документов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)