Система воспитания в Буддизме
Буддизм возник в середине первого тысячелетия до н.э. в Индии.
Его основатель имел четыре имени:
- первое – Гаутама (перевод неизвестен, но известно, что это имя – родовое, что-то вроде фамилии, и восходило оно к древнему индийскому мудрецу, которого семья чтила, считая своим предком);
- второе – Сиддхартха (личное имя, с санскрита переводится, как «Выполнивший свое назначение», или «Достигший цели»);
- третье – Шакъямуни («мудрец из племени Шакья»);
- четвертое (главное) его имя – Будда («Просветленный высшим знанием»).
Основу буддистского мировоззрения, особенно на ранних его этапах развития, составляют так называемые «четыре возвышенные истины». В их открытии и состояло Просветление Будды. Это: учение о страдании, о причинах страдания, о прекращении страдания, о пути к прекращению страдания.
Значит, первая истина: жить – значит страдать. Это означает, что каждый буддист должен признать, что в земной жизни
страдания неизбежны.
Вторая истина: причина страданий – желания.
Третья истина: для освобождения от страданий надо избавиться от желаний.
Своему ученику Ананде Будда говорил:
Следовательно, жажда жизни «ведет от возрождения к возрождению». Значит, чтобы прекратить страдания, надо добиться устранения «этой жажды через полное уничтожение желания», то есть подавить в себе всякое стремление к существованию, всякую привязанность к чему бы то ни было.
Как же на практике добиться этого? Этому учит Колесо Закона, означающее Восьмеричный путь.
«Здесь очень важно понять, – предупреждает Клайв Эррикер, – что все эти категории тесно взаимосвязаны. Восьмеричный путь иногда отождествляют с лестницей из восьми ступеней, и поэтому возникает ощущение, что человек может развиваться, перебираясь со ступени на ступень. Это заблуждение: Будда подчеркивал, что прогресса можно добиться только благодаря практическому освоению каждой из категорий (и каждого из аспектов) в единстве с остальными».
Буддистское учение о перевоплощении (колесе рождений и смертей) несколько отличается от традиционных индуистских
представлений. В буддизме нет вечной души, испытывающей перевоплощения, в нем одно изменчивое состояние существ вызывает существование других, ибо каждое событие зависит от своей причины.
Главная причина в этом процессе – карма. Это – наши сознательные поступки. Именно они «влияют на тот уровень в
процессе развития личности, на котором мы считаем «я» переродившимся. Отпечатки наших хороших и дурных поступков
способствуют созданию нашей личности миг за мигом. Когда мы умираем, этот процесс продолжается, мгновенно переходя в другое живое существо на том уровне, который отражает нашу прошлую карму.
Существует тридцать один уровень существования, которые толкуются некоторыми буддистами как психологические образы. В эти образы, или метафизические реальности, входят уровни ада, мир «голодных духов» (мучимых неудовлетворенными желаниями), животных, людей и богов. Как и существа нижних уровней, боги несовершенны и непостоянны. Мы движемся и движемся по кругу, проживаем жизнь за жизнью, находимся в плену этого круга сансары (здешнего мира), раз за разом переживаем старение, увядание, страдание, смерть и мучительное возрождение, пока не освобождаемся, переходя в нирвану, которая стоит вне этих взаимообусловленных планов бытия».
Тот, кто осознал, что такое истина, то есть нирвана, «свободен от всех комплексов и навязчивых идей, беспокойства и озабоченности, которые мучают других. Его духовное здоровье совершенно. Он не сожалеет о прошлом, не уповает он и на будущее. Он живет полностью сегодняшним днем. Следовательно, он умеет ценить вещи и наслаждаться ими в чистом виде, не пытаясь проецировать на них свое «я».
Буддистская этика включает в себя десять заповедей (дасашила), или наставлений, изложенных самим Буддой для тех, кто
готовится к монашеской жизни.
Они включают в себя следующие обязательства:
- Я обязуюсь не причинять никакого вреда живым существам.
- Я обязуюсь ничего не брать у других, если мне этого не отдают добровольно.
- Я обязуюсь не нарушать супружескую верность.
- Я обязуюсь воздерживаться от лживых речей.
- Я обязуюсь воздерживаться от употребления опьяняющих напитков и наркотиков, чтобы не терять контроль над
собой. - Я обязуюсь отказаться от чревоугодия и не есть чаще, нежели это положено.
- Я обязуюсь воздерживаться от танцев, музыки, пения, а также лицезрения сценических представлений.
- Я обязуюсь воздерживаться от использования венков, от употребления духов и украшений.
- Я обязуюсь воздерживаться от высоких сидений и высокой постели.
- Я обязуюсь не принимать золото и серебро.
Эти заповеди ещё называют «Десять рецептов». Первые пять наставлений – это тот минимум, которым должен
следовать любой человек. Это противоядие от трех самых страшных ядов: жадности, отвращения, или ненависти; невежества, или заблуждения. Это та малость, которая необходима каждомудля добродетельной жизнр.
Восемь наставлений отличаются от десяти тем, что в них объединяются седьмое и восьмое обязательства в одно и пропускается десятое.
От монахов же требуется строжайшее выполнение всех десяти обязательств, что и «выделяет их из общества как особую категорию людей, давших обет нищенской жизни (переложив тем самым на других заботу о своих физических и материальных потребностях). Идеал, к которому ведет исполнение десяти заповедей, формулируется так: освободиться от всех физических пут земного бытия».
- Генезис этнопедагогики
- Связь этнопедагогики с народной педагогикой и педагогической антропологией
- Этнопедагогика как научная дисциплина в рамках общей педагогики
- Этнопедагогика
- Проблема религиеведческой безграмотности и пути ее преодоления
- Воспитание в Турции
- Воспитание в Курдистане
- Воспитание в Ливане
- Система воспитания в Исламе
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу