Система российского законодательства о средствах массовой информации

Право представляет собой совокупность установленных в системе действующего законодательства общеобязательных норм и правил, соблюдение и использование которых обеспечивается государством. Источниками права в нашей стране являются Конституция, федеральные законы и законы Российской Федерации, указы президента, постановления правительства, а также подзаконные нормативные акты.

Информационное право регламентирует деятельность субъектов, вступающих в массово-информационные взаимоотношения. Правосознание современных российских журналистов как субъектов массово-информационного процесса базируется на содержании основных положений Конституции РФ, Закона РФ «О средствах массовой информации», ряда профильных нормативных актов, связанных с функционированием информационно-коммуникационной среды, некоторых разделов уголовного, уголовного-процессуального, гражданского кодексов.

Однако так было не всегда – принципы правового регулирования журналистики в советский период отличали такие черты, как преобладание партийных и ведомственных норм, наличие цензуры и отсутствие свободы печати, что вело к откровенно пропагандистской направленности деятельности, установлению монополии советских СМИ. Становление права массовой информации в нашей стране в единую систему заняло достаточно продолжительный период времени.

Попытки подготовить и выпустить в свет профильный закон, который регламентировал бы деятельность журналистов, начались в СССР ещё в середине 1960х годов, продолжились в 1970х годах и увенчались успехом лишь в самом конце 1980х годов.

Первый подготовленный проект закона о печати не содержал пункта об отмене цензуры, потому и не был выпущен по соображениям партийной верхушки. Второй проект также не был опубликован – в нём ни слова не говорилось о правовом статусе советского журналиста и его полномочиях. Однако третий законопроект, работа над которым началась в годы

Перестройки, включил в себя положения об отмене цензуры, обеспечении профессиональной и экономической независимости редакций, признании за трудовыми коллективами и отдельными гражданами права учреждения средств массовой информации, определил статус и права журналистов.

Над этим проектом активно трудилась организованная рабочая группа юристов, результатом деятельности которой стал принятый 12 июня 1990 года Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации».

Именно эту дату считают началом становления системы права массовой информации в нашей стране. До 12июня 1990 г. регламентация массово-информационных отношений в СССР сводилась лишь к партийным нормам, которые регламентировали каждый сектор деятельности СМИ в отдельности (печать, телерадиовещание), но не образовывали при этом единой системы правового регулирования.

Закон СССР «О печатии других средствах массовой информации» стал первым профильным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность всего института советской журналистики, однако просуществовал он чуть более полутора лет. На смену союзному нормативно-правовому акту 27 декабря 1991 года пришел Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», который определил понятия и принципы законодательного регулирования массово-информационной деятельности.

Современное российское законодательство о СМИ представляет собой совокупность связанных с деятельностью журналистики правовых норм, важнейшая из которых составляет основу свободы слова, печати, выражения мнений и не допускает цензуру и разного рода профессиональные злоупотребления.

Именно принцип свободы массовой информации является структуро-формирующим и интегрирует различные нормы информационного права в консолидированную систему, регламентирующую деятельность сотрудников СМИ и иных субъектов производства и потребления массово-информационной продукции.

Профильное законодательство определяет порядок организации работы органов журналистики – учреждения, регистрации, лицензирования СМИ; регламентирует систему правоотношений по выпуску массмедийной продукции, вводит профессиональные статусы учредителя, издателя, редакции, рассматривает особенности принятия и утверждения уставных документов, характеризующих тематику и / или специализацию, направления информационной политики издания.

В редакционном уставе обозначаются полномочия учредителя, редакции, главного редактора, коллектива журналистов, основания и порядок приостановления и прекращения деятельности СМИ.

Журналист как основной субъект массово-информационной деятельности наделяется специальным профессиональным статусом, который предоставляет ему широкий набор прав (на запрос и получение информации всеми разрешенными законом способами, на распространение открытой и общедоступной информации, на аккредитацию в государственных органах, организациях, учреждениях), а также целого комплекса обязанностей и ответственности (дисциплинарной, гражданско-правовой, административной, уголовной).

Правовое регулирование медиасферы направлено на обеспечение охраны законных интересов и прав отдельной личности, общественных групп, государства в целом. Отрасль права массовой информации ориентирована на соблюдение принципа свободы печати, выражения мнений, информационный и идеологический плюрализм, прав на сбор и распространение информации, охрану чести, достоинства, деловой репутации личности и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)