Авторское право в медиаиндустрии

Регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности на рынке медиаиндустрии происходит посредством заключения договоров между редакциями СМИ и журналистами. Именно грамотно составленный договор способен свести к минимуму риски каждой из сторон, связанные с защитой авторских и смежных прав.

Интересно
Находящиеся вне штата творческие сотрудники редакции взаимодействуют с медиа предприятиями на уровне заключения гражданско-правовых договоров (договор подряда и пр.). В случае если журналист включен в штатное расписание, его отношения с редакцией, как правило, регламентируются трудовым договором.

Помимо вопросов, касающихся соблюдения Трудового кодекса РФ, в трудовом соглашении с творческим работником следует отобразить дополнительные аспекты – например, оговорить принадлежность авторских прав на результат интеллектуальной деятельности. Выполняя редакционные задания, журналист собирает информацию и на ее основе создает текст, который публикуется на страницах издания / выходит в телерадиоэфир.

В таком случае личные неимущественные права на результат интеллектуальной деятельности – текст, включая право авторства, право на имя и пр., по закону являются неотчуждаемыми и принадлежат журналисту, тогда как исключительное право сохраняется за редакцией, с которой репортер состоит в трудовых отношениях. Именно работодатель наделяется имущественным правом дальнейшего распоряжения подготовленным журналистом текстом, который по закону трактуется как служебное произведение.

В редакционной практике возникают ситуации, когда журналисту приходится требовать анонимности: ведение расследования и возможные угрозы в адрес репортера или его семьи, нападения со стороны криминальных элементов. В подобных условиях редакция обязана гарантировать журналисту сохранение в тайне его имени и предоставить полную маскировку внешнего облика. При этом рекомендуется заранее прописать в трудовом договоре, что сотрудник может пользоваться своим правом на анонимность.

В редакционной практике могут возникать и противоположные ситуации, когда работодатель не желает персонализировать авторов произведений (указывать их имена) в продуктах компании, что также требует отображения в трудовых соглашениях условий указания имен создателей произведений.

Корректно составленный договор между работодателем и сотрудником редакции должен содержать положение об авторском вознаграждении – порядке определения размера и сроках выплаты. Так, при использовании работодателем служебного произведения у его создателя возникает право претендовать на получение авторского вознаграждения, а значит заказчик (в лице работодателя) несет обязанность выплатить автору вознаграждение. Право на получение вознаграждения автоматически возникает у автора при отчуждении им исключительных прав на использование произведения.

Законодатель предусматривает основания, при которых у автора возникает право на вознаграждение:

  • если использование служебного произведения работодателем началось в течение трех лет со дня передачи автором в распоряжение работодателя;
  • если автор произведения передал полномочия по его дальнейшему использованию организации, осуществляющей управление правами на произведение (исключительными) на коллективной основе;
  • если реализуется воспроизведение аудиовизуального произведения или фонограммы в личных целях потребителей – в таком случае обязанность заниматься выплатой вознаграждения переходит к производителю материальных носителей, с помощью которых распространяется данное произведение;
  • если осуществлено публичное исполнение произведения, в том числе посредством передачи сообщения в телерадиоэфире или по кабелю, право получения вознаграждения за создание и каждое последующее исполнение произведения принадлежит его создателю (автору).

В отношении приходящих в редакцию писем устанавливается особый режим правовой охраны. Так, адресованное редакции письмо от читателя / зрителя / слушателя может быть использовано в материалах данного СМИ, если в ходе редакционной правки не искажается смысл письма.

Авторы писем не могут претендовать на получение вознаграждений, так как письма рассматриваются по закону как информационные сообщения, а не авторские произведения. Автор не имеет права требовать от редакции обязательного рецензирования присланного им текста, равно как и пересылки редакцией письма организациям, учреждениям, предприятиям, в чью компетентность входит поднимаемый автором письма проблемный вопрос.

Заключения предварительных договоров с авторами писем также не требуется, поскольку, отправляя письмо в редакцию, автор дает согласие на возможную публикацию текста своего письма автоматически. Принимая решение о публикации текста письма целиком или же его фрагмента, репортер обязан учитывать просьбу написавшего письмо лица об анонимности или же публикации письма в неизмененном виде.

Журналист должен удовлетворять просьбы информаторов об указании на источник информации при ее распространении или, напротив, сохранять конфиденциальность полученных сведений и их источников, если в адрес редакции поступила подобная просьба.

К объектам охраны авторского права относятся не только выраженные в материальном носителе результаты интеллектуальной деятельности, но и произведения, существующие в устном формате, – публичные исполнения и произнесения, интервью. Это тем более актуально для профессиональных работников редакций, которые в своей производственной деятельности каждодневно сталкиваются с необходимостью задавать вопросы и получать на них ответы различных людей – от очевидцев событий до уполномоченных взаимодействовать с прессой должностных лиц организаций и предприятий.

Интересно
Если высказывание лица о событиях носит исключительно информационный характер, такое сообщение не может быть отнесено к объектам авторского права. Совсем иначе обстоят дела, когда человек в процессе интервью / публичного выступления формулирует свою точку зрения афористично, его мнение приобретает нетривиальную форму, высказывание как результат обработки творческого мышления наполняется оригинальным содержанием.

Оригинальные публичные ответы лица, несущие отпечаток личности автора, выраженные в устной форме, приравниваются законодателем к литературным произведениям, а значит на них распространяется охрана авторских прав. Публикуя подобные устные ответы лица, журналист не должен нарушать их авторизации, а также искажать смысл высказывания.

Творческое начало может присутствовать не только в ответах респондента, но и в вопросах журналиста, который подбирает формулировки, задает ход разговора, констатирует факты, комментирует ситуации, поэтому авторское право распространяется не только на ответы интервьюируемого лица, но и на вопросы коммуникатора.

Интервью по природе своей состоит из двух неразрывных, логически выстроенных частей, поэтому авторские права на результат этой совместной творческой деятельности принадлежат и задающему вопросы, и отвечающему на них.

К объектам авторского права относятся фотографические произведения, поэтому любое внесение изменений, сокращений, дополнений, снабжение фотоиллюстраций комментариями и прочие переработки должны быть санкционированы правообладателем – автором оригинального снимка.

Под охрану авторского права попадает и реклама, которая регулярно транслируется в СМИ. Важно понимать, что, используя при производстве рекламы аудиовизуальное произведение или его фрагмент, необходимо получать согласия у автора сценария, режиссера постановщика, композитора.

В своей профессиональной творческой деятельности репортер обязан выполнять редакционные задания того СМИ, с которым он состоит в трудовых отношениях. Журналист вправе излагать свои личные суждения в сообщениях, идущих под его подписью, псевдонимом или опубликованных анонимно имеет возможность снять свою подпись под материалом, который оказался искаженным в процессе редакционной правки; наделяется правом отказаться отданного редакцией задания, выполнение которого связано с нарушением законодательства или противоречит убеждениям самого журналиста.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)