Роль региона в системе экономической безопасности государства

В системе экономической безопасности Российской Федерации особая роль отводится ее региональным аспектам, поскольку экономическая безопасность регионов выступает условием национальной безопасности страны.

Россия является федеративным государством и состоит из определенной совокупности административно-территориальных единиц – регионов (в настоящее время их 85), представляющей собой единое экономическое пространство (ЕЭП), в рамках которого все субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях с центром, обеспечивается свобода перемещения населения и устраняются любые ограничения движения товаров на территории государства.

Другими словами, экономика России представляет собой консолидацию экономик регионов.

Для обеспечения безопасности региона государство с помощью проводимой им региональной политики обеспечивает:

  • сохранение единого внутреннего рынка страны, единства инфраструктуры систем энергетики, транспорта, связей, денежно-кредитной системы;
  • постепенное выравнивание уровня жизни населения в регионах, устранение контрастов в социальных условиях;
  • расширение горизонтальных связей между регионами, формирование межрегионального рынка труда и регулирование занятости;
  • преодоление общего кризиса и реформирование экономики;
  • преодоление политической нестабильности и межэтнической напряженности и др.

Обеспечение достойного уровня жизни населения на основе устойчивого экономического развития выступает главной задачей органов государственной власти каждого субъекта РФ.

Поскольку экономика региона является подсистемой социально-экономического комплекса страны, ей присущи общие черты системы, но при этом проблемы региона не являются унифицированным зеркальным отражением проблем общей системы.

Хозяйственное развитие отдельных регионов может иметь существенные отличия.

Дифференциация хозяйственной деятельности регионов России обусловлена такими факторами, как:

  • географическое положение и природно-климатические условия;
  • наличие природных ресурсов;
  • плотность населения и наличие трудовых ресурсов;
  • производственный потенциал;
  • инженерная и рыночная инфраструктура и др.

Исторически сложившиеся различия воздействия вышеперечисленных факторов на состояние экономики регионов привели к тому, что по уровню развития они существенно различаются между собой. Исходя из этого возможности обеспечения стандартов качества жизни населения у субъектов также РФ неодинаковы. В то же время задачей органов государственной власти РФ является обеспечение, по меньшей мере, минимальных стандартов качества жизни. Различия в уровне развития регионов создают большие проблемы для органов государственного управления и выступают угрозой национальной безопасности страны.

По экспертным оценкам, расхождение между максимальным и минимальным валовым региональным продуктом (ВРП) на душу населения в РФ составляет примерно 54 раза, а различия в среднедушевых денежных доходах и уровне бедности (доле населения с доходами ниже прожиточного минимума) – около 5 раз.

Показатели уровня социально-экономической дифференциации можно условно подразделить на две группы: показатели экономической дифференциации регионов и показатели дифференциации уровней жизни населения регионов. При измерении уровня дифференциации социально-экономического развития регионов абсолютные показатели не дают достоверной картины, так как масштабы российских регионов различны.

Обычно используется система удельных показателей, которые сопоставляются по различным регионам РФ.

Интересно
Существенные различия в уровне и качестве жизни жителей различных регионов имеют следствием такие негативные последствия, как рост социального напряжения, отток населения из «неблагополучных» регионов и дальнейшее ухудшение перспектив их социально-экономического развития, что создает угрозу экономической безопасности не только этих регионов, но и страны в целом.

Исходя из этого сокращение дифференциации между регионами РФ представляет собой важную стратегическую задачу, стоящую перед государственной региональной политикой, решение которой позволит обеспечить экономическую безопасность государства. Существует несколько подходов к типологии регионов по уровню социально-экономического развития. Представляется наиболее оптимальным вариант, предложенный Институтом экономики переходного периода.

Для депрессивных регионов характерны:

  • значительный уровень накопленного научно-технического потенциала;
  • высокая доля промышленности в структуре экономики;
  • высокий уровень квалификации кадров.

Как правило, переход региона в депрессивное состояние происходит под влиянием следующих причин:

  • снижения конкурентоспособности основной продукции;
  • исключения из системы госзаказа и сокращения инвестиционного спроса;
  • истощения минерально-сырьевой базы;
  • структурных сдвигов в экономике страны.

Депрессивные регионы делятся на:

  • старопромышленные;
  • аграрно-промышленные;
  • добывающие (очаговые).

Вывод региона из состояния депрессии происходит посредством использования механизма антикризисного управления, который должен быть разработан для данного объекта, т.е. региона.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)