Шюц и социальная природа сознания

Шюц уже изучал Гуссерля прежде, чем выехал в 1939 г., спасаясь от нацизма, в США, где он занялся бизнесом, преподаванием и наукой. Одно время он преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.

Это заведение было основано немецкими иммигрантами-интеллектуалами, в числе учащихся там были и Бергер, и Гарфинкель. Шюц развил феноменологию в социологическую теорию о происхождении сознания и познания, в которой заметны отголоски великой общественнонаучной методологической борьбы в германской социологии.

Основы философии дал Шюцу Гуссерль, но в науку его ввела работа по развитию теории действий Вебера и попытки избежать субъективности «метода понимания».

Арон Гурвич, тоже эмигрировавший из Европы и хороший друг Шюца, способствовал возникновению интереса к познавательной основе мира жизни и сознания среди американских интеллектуалов.

Как и Вебер, Шюц пытался сочетать научные требования объективности с субъективными чертами феноменологического метода.

Его первая большая работа, «Феноменология социального мира», представляла собой попытку развить веберовский «метод понимания» при помощи понятий феноменологии.

Прежде всего, он углубил анализ тех смысловых критериев, которые мы, люди, используем при интерпретации и создании мнений в окружающем мире, что получило название социального конструирования действительности.

Первейшим феноменологическим вкладом в развитие «метода понимания» было рассмотрение того, как выглядит соотношение между научным знанием и нашим здравым смыслом.

Шюц утверждал, что здравый смысл представляет собой адекватное средство для лишения «метода понимания» тотальной субъективности.

Поскольку обыденный здравый смысл несет в себе черты коллективно разделяемого опыта, у части людей создается понимание общества и той действительности, в которой мы живем, посредством общих категорий культуры.

Поэтому такое понимание не только является принадлежащим отдельному индивиду, но свидетельствует о компетентном понимании у этого индивида как участника определенного культурного круга.

Шюц развивает далее и понятие Гуссерля «жизненный мир». Благодаря этой разработке жизненный мир стал одним из тех понятий, которые теперь полностью вошли в язык науки об обществе.

Оно встречается, например, у Хабермаса в его теории коммуникативного действия, где он сравнивает его с тем, что он называет миром системы.

У Шюца жизненный мир состоит из будничных действий и институтов и социально принятых условностей, которые конституируются и реконструируются в обыденном, неотраженном в сознании людей поведении. Шюц называет это знанием первого порядка.

Это то знание, которое определяется жизненным миром и которое организовано в известных нам идеально-типических структурах, которые Шюц называет типизациями.

Знание второго порядка составляется, напротив, научным пониманием специалистов, при помощи чего обществовед интерпретирует и понимает осознанные здравым смыслом структуры жизненного мира и.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)