Школа объективных отношений: интеракционизм эмоций?

В последнее десятилетие на широкую публику вышло одно из направлений психоанализа — так называемая школа объективных отношений.

Начало школе положила ученица Фрейда Мелани Кляйн, создав ее около середины нашего века.

За последнее десятилетие два ее представителя, Д. Уинникотт и Г. Гантрип обновили и изменили эту теорию таким образом, что это делает ее крайне релевантной в изложении интеракционизма.

В представления Фрейда о человеческой природе входит и постулат о том, что человек, в первую очередь, существо, обладающее потребностями.

Некоторые его толкователи уточняли, что это существо, обладающее инстинктами, которое с необходимостью удовлетворяет свои импульсы различным образом, при этом часть навязываемых ему способов удовлетворения вызывают невротические нарушения.

В толкованиях Фрейда у Уинникотта и Гантрипа инстинкты (в их биологическом значении, например, половой инстинкт, или либидо, «тяга к переживанию наслаждения») уступили место другому: основополагающей потребности соотноситься с другими людьми.

Уже в этом содержится значительное сходство с интеракционизмом. Теория Мида направлена на то, чтобы показать, как человек соотносится с другими людьми (и прочим миром).

Некоторым образом она показывает также, что это необходимое развитие, что ни один человек человеком не станет в отсутствие отношений. У Мида речь при этом идет о когнитивной необходимости.

Он имеет в виду, что люди должны идентифицировать себя самих (и других) при помощи отношений, в которые они вступают.

В школе объективных отношений в фокусе находится другой аспект основополагающе человеческого. Здесь речь идет об обусловленной чувствами потребности соотноситься с другими людьми, чтобы развиваться. (Понятие катехизис указывает на эмоциональный заряд, сопровождающий, например, отношения матери и ребенка).

Можно сказать, что понятие отношение здесь имеет значение связь. Эти два выделенных курсивом понятия иллюстрируют разницу между обеими теориями: интеракционизм — это по большому счету теория о когнитивно социаль­ном человеке (если отвлечься от того, что Джеймс, Мид и Кули в определенной мере рассматривают и эмоциональные процессы) , в то время как теория объектных отношений — это теория об эмоционально социальном человеке.

Первой можно воспользоваться, чтобы (при помощи также современной психологии младенцев и советской психологии развития, прежде всего Выготского и Леонтьева) построить картину того, как строятся отношения и выстраивают потом человека как субъект, последнюю же — чтобы построить картину того, почему это происходит, и как выглядят в этой связи эмоциональные процессы.

По некоторым пунктам имеются поразительные совпадения даже в первоисточниках. Это касается, например, теории Уинникотта о необходимости игры для развития индивидуальности ребенка и его психического здоровья, что соответствует мысли Мида о необходимости игры, чтобы ребенок смог выстроить свою личность.

Схожим образом французский психоаналитик Ж. Лакан (создавший «жизнеспособную школу») развил психоанализ в явно социально-психологическом направлении, говоря о процессах отражения, через которые проходит ребенок в самом начале жизни.

Это может соответствовать более поздним вербальным языковым отражениям, которыми наполнена жизнь ребенка в теориях Кули и Мида.

Идея отражения встречается также в уже упоминавшейся советской психологии развития. Однако большую часть такой работы по перекрестному опылению еще предстоит выполнить.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)