Сферы профессиональной деятельности социального педагога

Должность социального педагога на сегодняшний день официально установлена в учреждениях двух ведомств – образования и комитетов по делам молодежи. В системе учреждений комитетов по делам молодежи такая должность введена в штатное расписание следующих типов учреждений: дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда.

Правовой основой деятельности социального педагога в этой сфере является закон РФ «Об общественных объединениях».

В сфере образования эта должность введена в штатное расписание 6 типов образовательных учреждений, сеть которых динамично развивается:

  • это дошкольные образовательные учреждения;
  • общеобразовательные учреждения;
  • общеобразовательные школы-интернаты;
  • образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением;
  • образовательные учреждения начального профессионального образования.

Несмотря на то что должность «социальный педагог» установлена только в двух ведомственных сферах, практическая потребность в такого рода специалистах гораздо шире. Фактически эта должность может вводиться во всех социальных учреждениях, которые оказывают помощь нуждающимся в ней детям.

Поэтому типология учреждений, в которых может работать социальный педагог, основанная на их ведомственной принадлежности, включает:

  • учреждения образования;
  • учреждения комитетов по делам молодежи;
  • учреждения здравоохранения (детские больницы, спецбольницы для психически больных детей, детей-наркоманов, санатории для детей и др.);
  • учреждения социальной защиты населения (центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и др.);
  • учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, специальные интернаты и профессиональные училища для детей, совершивших правонарушения, воспитательные колонии, ювенальные суды для подростков, только начавшие работать в России, и др.).

В зависимости от условий региона (села, города, района города и др.) учреждения, оказывающие помощь детям, могут носить комплексный межведомственный характер (центры семьи и детства, центры досуга, центры здоровья и др.).

Социальные педагоги, работающие в этих учреждениях, проводят первичную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей, определяя их причины, пути и способы решения. Они также должны быть хорошо информированы о возможностях всех социальных учреждений города, села, поселка и т.д.

Если личностные проблемы ребенка не могут быть сняты в условиях естественной среды его развития, то он направляется в учреждения, имеющие ту или иную специализацию (учреждения социальной реабилитации детей с физическими и психическими недостатками, учреждения социальной реабилитации детей, не получивших общего и профессионального образования, и др.).

Учреждения, в которых должны работать социальные педагоги, могут носить государственный, общественный или общественно-государственный характер

В государственных учреждениях деятельность специалиста, его должностные обязанности, а также заработная плата определяются едиными, общими для всех нормативными документами – квалификационной характеристикой, требованиями к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий, должностными окладами и ставками заработной платы, установленными государством.

В общественных или общественно-государственных учреждениях деятельность специалиста, его должность и заработная плата определяются нормативными документами, регулирующими деятельность данного учреждения (законом РФ «Об общественных объединениях», законом РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», квалификационной характеристикой учреждения, уставом или положением учреждения, штатным расписанием, должностными окладами и ставками заработной платы, установленными учреждением). Кроме того, в стране зарождается волонтерское движение, в рамках которого социальные педагоги оказывают помощь детям безвозмездно.

Изложенное выше показывает, что социально-педагогическая деятельность – многосторонняя и ответственная. Поэтому профессиональная подготовка социального педагога должна опираться на обширные, научно обоснованные знания и постоянное самосовершенствование.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)