Рынок ценных бумаг

Виды ценных бумаг. Ценные бумаги обычно делят на три вида: акции, облигации и производные от них ценные бумаги. Акции выпускаются корпорациями (акционерными компания­ми). Владелец акции является собственником части имущества кор­порации, ее совладельцем. Выпуская акции, корпорации могут со­бирать значительные суммы денег.

Возросшая финансовая мощь позволяет им осуществить крупные инвестиционные проекты.
Владелец акции получает часть прибыли корпорации, называ­емую дивидендом. Дивиденд зависит от всей массы прибыли, про­порции между ее потребляемой и сберегаемой долями, инвести­ционной политики корпорации и других факторов. В отдельные периоды времени дивиденд может совсем не выплачиваться. Даль­новидные акционеры не станут требовать ежегодных дивидендов, если стратегия фирмы предусматривает на каком-то этапе вложе­ние средств в развитие, с тем чтобы в дальнейшем получить устой­чивую прибыль. Владелец акций имеет и другие права, например, право голоса на собрании акционеров и право быть избранным в руководство корпорации.

Облигации выпускаются как корпорациями, так и правитель­ством. Выпускающий облигации (эмитент) обязуется выплатить в определенный срок и саму ссуду, и процент, который представ­ляет собой часть прибыли, полученной благодаря займу. В отличие от дивиденда процент по облигации остается неизменным (или незначительно меняется в связи с изменением банковского про­цента). По этой причине облигации иногда называют ценными бумагами с фиксированным доходом или твердодоходными.

Обыч­но процент выплачивается равными долями в течение всего срока займа. Иногда процент официально не начисляется (у облигаций нет купонов), а выплачивается разница между ценой, по которой облигации выкупаются в момент погашения, и ценой, по кото­рой они были проданы держателями.

Акции и облигации имеют неодинаковую привлекательность для инвесторов (т.е. их владельцев). Облигации, как правило, обес­печивают большую сохранность сбережений, чем акции, и по­этому более привлекательны для людей осторожных. Особенно на­дежными являются государственные облигации, которые обеспе­чены экономическим достоянием государства, но возможность умножения капитала, быстрого наращивания дохода имеют не владельцы облигаций, а держатели акций.

Вместе с тем при неудачном стечении обстоятельств акционер несет финансовые потери. Учитывая это, владельцем акций ста­новятся люди, склонные рисковать ради получения высоких ди­видендов. Помимо акций и облигаций, корпорация имеет право выпускать привилегированные (преференциальные) акции. При­вилегия состоит в том, что владелец такой акции получает фик­сированный доход (подобно владельцу облигации), но если доход по облигациям выплачивается в первую очередь, то доход по при­вилегированным акциям — только при наличии прибыли.

В послед­нюю очередь при наличии достаточной прибыли выплачиваются дивиденды по обыкновенным акциям. Права голоса владелец при­вилегированной акции не имеет. Корпорация идет на выпуск при­вилегированных акций тогда, когда нужно привлечь дополнитель­ные средства, а предоставлять право голоса акционерам желания нет.

Для того чтобы исключить «разводнение капитала», т.е. вы­пуск ценных бумаг, не обеспеченных имуществом корпорации, в странах с рыночной экономикой каждый новый выпуск разреша­ется только с согласия Комиссии по ценным бумагам и биржам. Существуют и другие виды ценных бумаг, например, опционы, дающие право покупать или продавать ценные бумаги по установ­ленному на некоторый период курсу.

Итак, привлечение капитала с помощью ценных бумаг рас­считано на самых разных по психологии людей: от очень осторожных (они выберут облигации) до тех, кто любит идти на риск (они выберут обыкновенные акции). Грамотный инвестор поста­рается таким образом составить свой портфель ценных бумаг, чтобы в нем нашлось место и твердодоходным бумагам, и акциям моло­дых, не очень известных наукоемких компаний в надежде на их бурный рост.

Цели инвестирования. Покупатель ценных бумаг, или инвестор, может руководствоваться одной из четырех основных целей: без­опасность вложений; доходность вложений; рост вложений; лик­видность вложений (быстрое и безущербное для держателя обра­щение их в деньги).

Выбор ценных бумаг. Решению о покупке тех или иных ценных бумаг должен предшествовать их тщательный анализ. Каждая от­расль промышленности переживает рождение, подъем, расцвет и спад. Такая цикличность связана с переориентацией экономики страны в связи с истощением каких-либо ресурсов, изменением спроса на внутреннем и мировом рынках и другими причинами. В зависимости от стадии развития отрасли делятся на нарожда­ющиеся, растущие, стабильные, увядающие.

Нарождающиеся отрасли не всегда доступны инвесторам, же лающим приобрести акции. Это могут быть корпорации, которые не выпускают акции на рынок. Со временем нарождающаяся от­расль может превратиться в любую из перечисленных.

Для растущих отраслей характерно постоянное и опережаю­щее по сравнению с другими отраслями увеличение объема про­даж и прибыли. Компании таких отраслей называют компаниями роста, а их акции — акциями роста. Если весь доход компании роста выплачивается акционерам или если количество обращаю­щихся акций расширяется путем внешнего финансирования так же быстро, как поступления, то увеличение объема продаж может и не принести выгод существующим акционерам. Поэтому компании роста часто финансируют свое развитие в основном из внутренних источников, что означает очень сдержанную полити­ку в отношении выплаты дивидендов. Такая политика делает ак­ции компаний роста низкодоходными.

К стабильным отраслям относят такие, в которых объем про­даж и выручка стабильны и отличаются устойчивостью даже в периоды спада. Это объясняется, как правило, монопольным по­ложением на рынке. К стабильным отраслям, безусловно, отно­сятся компании коммунального хозяйства (они стабильно полу­чают прибыль и выплачивают дивиденды).
К увядающим отраслям относят такие, в которых применяется устаревшая технология или производится устаревшая продукция.

Помимо учета фазы жизненного цикла той или иной отрасли, важно еще оценить и внешние для отрасли обстоятельства ее раз­вития. Например, выручка компаний, занятых добычей и переработкой сырья, в значительной мере зависит от цен на мировом рынке; в некоторых отраслях важным фактором ценообразования является уровень загрузки мощностей: например, если деревооб­рабатывающие компании расширяют свое производство, они вво­дят новые мощности, что может отрицательно сказаться на ценах и соответственно на выручке.

После отраслевого анализа приступают к анализу фирм. Цель такого анализа — выявить доходность тех или иных акций. Оценку доходности ценных бумаг производят с помощью характеристики, называемой «чистая прибыль за период» (ЧПП):

Снижение прибыли для инвестора означает убытки. Увеличение прибыли почти до 37 % в 1975г. происходит в результате выхода из энергетического кризиса и подъема экономики. Такие перепады чистой прибыли даже у ведущих (т.е. крупнейших) корпораций США опасны и разорительны главным образом при торговле и перепродаже этих ценных бумаг.

Осмотрительный и выдержанный инвестор чаще всего может пережить неблагоприятный год, дож­даться повышения цен на свои акции и только тогда расстаться с ними. Если он поддается панике, предполагая дальнейшее сниже­ние цен на акции, и, желая спасти хоть что-то, начнет продавать их в неблагоприятный год, он может многое потерять.

Обращение ценных бумаг. Первичный и вторичный рынки цен­ных бумаг. Ценные бумаги появились в эпоху позднего средневе­ковья. Именно тогда в результате географических открытий ожи­вилась международная торговля и предпринимателям потребова­лись крупные суммы капитала. Более того, расходы по освоению далеких рынков сбыта оказались не по плечу отдельным купцам. В результате возникли акционерные общества: английские и голландские компании по торговле с Индией были первыми такими обществами. Именно они и стали первыми эмитентами, т.е. теми, кто выпускает (эмитирует) ценные бумаги.

В XVI—XVII вв. в Англии акционерные общества создавались также для финансирования добычи угля и других капиталоемких работ, продукт которых характеризуется высокой фондоемкостью. В те времена лондонские брокеры заключали сделки прямо на ули­цах (или в кафе). Отсюда и пошло выражение «уличный рынок», которое используется и сегодня.

Первая промышленная революция, в результате которой по­явились крупные обрабатывающие предприятия, дала новый тол­чок торговле акциями. И лондонские брокеры в 1773 г. арендовали часть Королевской меняльни. Так появилась первая в мире Лон­донская фондовая биржа. Рядом с уличным рынком стал быстро развиваться «организованный», что способствовало развитию про­мышленности и торговли. Слово «биржа» происходит от латинского «бурса», т.е. кочанный кошелек.

Первая американская биржа возникла спустя 18 лет в Фила­дельфии, а уже в 1792 г. появилась предшественница Нью-Йорк­ской фондовой биржи. Сначала биржи торговали не столько акциями, сколько обли­гациями, которые охотно выпускали правительства и крупные железнодорожные компании, нуждавшиеся в огромных средствах. Постепенное, но неуклонное развитие акционерной собственно­сти спустя 100 лет, т.е. в конце XI X в., привело к специализации бирж на торговле акциями, а работа с облигациями сосредоточи­лась на уличном рынке. Такое разделение функций между двумя этими рынками сохранилось и сегодня.

В 60-е гг. XI X в. в Германии появились универсальные инвести­ционные банки, которые стали посредниками в операциях с цен­ными бумагами. Их целью было находить нетрадиционные источ­ники капитала для формирования целых отраслей, прежде всего тяжелой индустрии. Эта цель инвестиционных банков была до­стигнута и в Германии, и в Швеции, и в США.

Вторичный рынок состоит из уличного рынка и биржи. Он вы­полняет две функции: сводит покупателя с продавцом и способ­ствует стабилизации цен, уравновешивая спрос и предложения. Практически все облигации продаются на уличном рынке, часто эту торговлю ценными бумагами называют еще торговлей «с прилавка». Иногда «с прилавка» продаются акции, потому что всегда существуют причины, заставляющие компании избегать услуг биржи, но в подавляющем большинстве случаев преимуще­ства биржевой торговли очевидны, поэтому компании добивают­ся включения в биржевой список.

Биржа играет для рынка ценных бумаг роль «наводчика». Именно благодаря ей каждый инвестор находит то, что ищет, а поток сбережений устремляется к тем компаниям, чьи акции котируются высоко.

Под влиянием биржи складываются цены и на уличном рынке.

Биржа — это видимая часть айсберга. По своему обороту бир­жевая торговля в десятки раз меньше, чем торговля «с прилавка» (из-за того, что облигации идут в основном не через биржу).

Рассмотрим, как осуществляется торговля ценными бумагами «с прилавка». Типичная операция на этом рынке выполняется по следующей схеме (рис. 8.2). Получив заказ от покупателя, уполно­моченный представитель инвестиционно-дилерской фирмы (ИДФ) в регионе передает его в центр этой фирмы (штаб-квар­тиру). Далее заказ попадает в торговый отдел.

Если покупателя за­интересовали ценные бумаги, включенные в биржевой список, то заказ передается для исполнения биржевому трейдеру фирмы (трейдер — работник фирмы, непосредственно исполняющий заказы на куплю-продажу ценных бумаг в торговом зале биржи). Если же покупателя заинтересовали бумаги внебиржевого обо­рота, то включается в действие уличный рынок.

На нем акции продаются точно так же, как облигации, т.е. путем телефонных переговоров, а не через аукцион, каким является биржа. Полу­чив заказ на покупку бумаг, брокер ИДФ по телефону разыскивает своего коллегу, который знает, кто может продать. Торговля акциями «с прилавка» длится дольше, чем биржевые сессии, и иногда занимает весь деловой день. На уличном рынке продают­ся акции многих молодых компаний. Иногда здесь можно встре­тить и акции старых консервативных фирм, чье руководство из­бегает биржи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)