Российский международный дискурс

Для того чтобы проследить воздействие западных теорий на российскую культуру, обозначим спектр внешнеполитических позиций и теоретических школ в российском обществе. Со времени Горбачева возникли четыре крупные школы, характеризующие российский внешнеполитический дискурс.

У каждой из них есть свой взгляд на то, какой должна быть стабильная и безопасная Россия. Эти школы сопоставимы с теоретическими традициями в области международных отношений, выявленными Уайтом:

а) традиция, придающая особое значение международной анархии и контролю;
б) традиция, рассматривающая международное взаимодействие как цивилизующую силу в мировой политике и
в) традиция, заинтересованная в принципиальной трансформации международной системы.

В российском контексте основными школами могут считаться либералы, социал-демократы, государственники и национал-коммунисты.

Либеральная школа в целом разделяет прозападную ориентацию и часто ассоциируется с ранним движением «Демократическая Россия» и такими политиками, как Гайдар и Козырев, занимавшими ведущие правительственные посты на ранних стадиях российской поспсоммунистической трансформации.

Либералы признают, что в годы холодной войны Россия действовала против своих собственных интересов и в настоящее время должна сделать все возможное для того, чтобы стать неотъемлемой частью Запада. Запад воспринимается как единственная жизнеспособная и прогрессивная мировая цивилизация.

сновные угрозы российской «подлинной» идентичности исходят от ее собственной экономической отсталости и ассоциации с такими недемократическими странами, как Ирак, Куба, Ливия.

Россия сможет достойно ответить на угрозы и преодолеть свою экономическую и политическую отсталость только через развитие институтов западного образца и вступление в коалицию или сообщество «стран западной цивилизации».

Социал-демократы более чувствительны к российской традиции развития. Эта школа мышления разделяет с либеральной философию всемирного сообщества, но придерживается своего собственного понимания истоков универсальных норм общежития.

По убеждению социал- демократов, гарантирование основных прав человека не следует рассматривать как продукт исключительно западной цивилизации.

Они отказываются воспринимать мир как дихотомию «прогрессивной» цивилизации и отсталых народов и считают, что после холодной войны сложилась иная, более сложная картина мира.

По их мнению, Россия — независимая цивилизация, являющаяся в то же время частью международного сообщества.

В новой эпохе, возникшей после холодной войны, Россия и другие участники международных отношений пересматривают свои роли и идентичности и учатся жить во все более взаимозависимом, но одновременно и более разнообразном мире.

В этом мире главные угрозы возникают в связи с нарушением основных прав человека и неуважением к культурному плюрализму.

Основная задача видится в создании всемирного порядка, способного поддерживать «единство в разнообразии» и способствовать диалогу и сотрудничеству наций и культур в соответствии как с некими универсальными правилами, так и внутренними социальными нормами.

Россия должна не копировать западный образец, а найти свой собственный, отражающий культурные особенности путь к глобальной экономической и политической системе.

В то время как социал-демократы придают большое значение культурным факторам в мировой политике, державники рассматривают Мир в категориях борьбы за власть и ресурсы.

Например, бывший министр иностранных дел и премьер-министр Е. М. Примаков и его сторонники считают, что главную угрозу международной безопасности представляют те, кто заинтересован в дестабилизации многополярного баланса власти.

Для того чтобы сохранить этот баланс, по крайней мере в Евразии, Россия должна оставаться суверенным государством и великой державой, способной противостоять гегемонизму других держав. Вместе с западниками и социал-демократами державники не считают Россию изначально враждебной Западу.

По их мнению, она является независимой цивилизацией с отличающимися от Запада интересами и ценностями, которая на протяжении своей истории успешно взаимодействовала с Западом, и такое взаимодействие не ущемляло ее политический суверенитет и культурные особенности.

Неокоммунистическая школа следует традициям советского мышления, интегрируя в коммунистический дискурс ряд высказывавшихся державниками идей.

Как и державники, неокоммунисты убеждены, что Россия должна настаивать на статусе великой державы и культурно независимого государства. Однако они идут дальше.

Например, для лидера российских коммунистов Г. Зюганова Россия принципиально отлична от других цивилизаций и не должна соприкасаться с «чуждыми» — в особенности западными — культурными, экономическими и политическими сообществами.

Вместо этого она должна оставаться социалистической цивилизацией, экономически независимой и свободной от «чуждых» влияний.

Российские интересы несовместимы с западными, и Запад с его империалистическими устремлениями является главной угрозой для России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)