Роль информационных технологий в политической практике

Сегодня СМИ формируют общественное мнение по самым важным и актуальным проблемам, поэтому использование информационных технологий в сфере политики дает возможность максимально быстро привлечь внимание широкой общественности к новым политическим идеям и проектам. Однако политтехнологи совсем недавно отказались от приемов жесткой политической пропаганды, предполагающей выраженно агрессивную тональность комментариев, хлесткие замечания в адрес оппонента, откровенные технологии упрощения информации, вдалбливающие повторения. Все эти грубые приемы в условиях демократии недостаточно эффективны, ведь, как отмечает известный французский имиджмейкер Жак Сегела, политическая реклама, замаскированная под объективную новость, «стреляет» лучше, чем целая серия заказных публикаций.

Именно поэтому современные мягкие информационные технологии делают акцент на регулировании интенсивности раскрутки темы, на отборе сюжетов, на том, кто дает интервью, какие задаются вопросы, что выносится на первый план, а какие моменты сглаживаются. Вместо того чтобы прямо высказывать нужную точку зрения, действуют скрытно, выделяя отдельные элементы информации. Использование мягких технологий предполагает прежде всего формирование информационной повестки дня.

Определение понятия

Информационная повестка дня (ИПД) представляет собой список тем и событий, которые доминируют в каналах СМИ. Сегодня ИПД формируют три основные группы сообщений: событийные (наиболее яркие события), организованные (PR-сопровождение) и календарные (праздничные даты).

Теория информационной повестки дня появилась в 1950-е гг. Ее основную идею сформулировал американский социолог Бернард Берелсон (1912–1979): определенные виды коммуникации, привлекая внимание аудитории к определенным темам, способны оказывать определенное информационное воздействие.

Современные исследователи отмечают, что такое однозначное понимание влияния ИПД на аудиторию уже не соответствует реальности. Дело в том, что формирование ИПД никогда не бывает сознательным волевым актом. Повестка возникает на пересечении усилий различных СМИ, государства, других политических институтов, она подвержена воздействию неконтролируемых событий и внезапных кризисов. Первоначально кампания по подготовке нужной ИПД порождает волну ожиданий общественности, но позитивная направленность может исчезнуть при любой неудаче.

Сегодня установление ИПД понимается прежде всего как конкуренция СМИ за внимание аудитории с помощью правильно составленной сетки вещания. Между тем нереализованные ожидания аудитории могут сформировать негативное поле повестки, в которое постепенно будут втягиваться все новые и новые темы, что неминуемо приведет к кризису ожиданий. Вдобавок при появлении в эфире какой-то неожиданной новости, нарушающей комплекс ожиданий, возникает информационный стресс, который разрушает первоначальный замысел повестки. Несмотря на отмеченные сложности и нюансы, ИПД можно достаточно эффективно использовать при освещении политических событий. Не случайно основой работы на телевидении специалисты сегодня считают способность вычленять главную новость дня и беспрепятственно ее освещать.

Впрочем, и новые мягкие информационные технологии тоже используют приемы манипуляции общественным сознанием.

Определение понятия

В толковом словаре Ожегова манипуляция интерпретируется как «сложный прием действия над чем-нибудь при работе руками, а также проделка, махинация». В словарях европейских языков манипуляция (от лат. manipulus – «пригоршня, горсть») толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями (например, ручное управление, освидетельствование пациента врачом с помощью рук и т. д.). Именно отсюда произошло современное переносное значение слова, когда под манипуляцией понимается ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. Оксфордский словарь английского языка интерпретирует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка».

Политтехнологи утверждают, что публичная политика строится преимущественно на эмоциях: возбужденные эмоции являются проводником большинства манипулятивных воздействий. Наиболее часто политиками эксплуатируются такие эмоции, как потребность в любви и одобрении, чувство опасности, страх перед неопределенностью, престижные ценности, сексуальные инстинкты, чувство долга и справедливости, чувство вины.

Манипуляция – это скрытое воздействие, и если о попытке манипулирования становится известно, то она обычно прекращается. Природа манипуляции раскрывается через двойное воздействие: вместе с открыто посылаемым сообщением манипулятор отправляет адресату «закодированный» сигнал, уповая на то, что такой посыл разбудит в сознании человека определенные эмоционально окрашенные образы, которые нужны манипулятору. Таким образом, искусство манипулирования состоит в том, чтобы направить воображение в нужное русло, при этом человек не должен заметить скрытого эмоционального воздействия.

Технология манипулирования с помощью СМИ предусматривает три этапа информационного воздействия. На первом этапе формируется несистематизированный масштабный информационный поток (информационный вал), регулярно направляемый в адрес избранной целевой аудитории. На втором этапе, когда доверие к разнообразным информационным материалам становится ощутимым, сообщения начинают приобретать выборочный и дозированный характер (происходит сегментирование информационного потока). На третьем этапе осуществляется расширенный обмен информацией со «своей» аудиторией и ограничивается информационный поток для остальных.

Методы, приемы и технологии информационного воздействия

Существует целый спектр специальных приемов и технологий, позволяющих СМИ формировать общественное мнение по наиболее важным политическим вопросам. К наиболее распространенным приемам относятся создание политического резонанса, открытая политическая пропаганда и скрытое информационное внушение, формирование информационной повестки дня, семантическое манипулирование, политическая реклама. Сюда же можно отнести приемы фрагментации политических событий, создание эффекта срочности сообщений, драматизацию политических событий, формирование образа врага, внедрение политических мифов, разработку имиджей.

Семантическое манипулирование (от греч. Semantikos – «обозначающий») имеет существенное значение в практике СМИ. Этот метод предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих позитивные или негативные ассоциации, что позволяет эффективно влиять на восприятие информации. Например, мы стремимся создать сильную, процветающую Россию, они – оккупанты и поработители; за нами – все прогрессивное человечество, за ними – олигархи и бандиты. Метод основан на четких ассоциациях, позволяющих легко влиять на человека в силу сложившихся у него стереотипных убеждений.

Метод отвлечения используется журналистами, чтобы отвлечь аудиторию от одной информации и переключить ее внимание на другую тему, поданную в максимально сенсационном виде. Цель новой информации состоит в том, чтобы создать отвлекающую альтернативу и снизить актуальность предыдущей информации, при этом политики могут менять смысл слов (подчеркивать не прямое значение слова, а переносное).

Создание резонанса – эффективный метод внушения, который часто применяется в журналистской практике. При этом используется предрасположенность аудитории остро реагировать на расовые, национальные, религиозные и пр. ситуации. СМИ прибегают к помощи националистических стереотипов и аналогичных негативных установок для провоцирования восприятия темы в нужном русле. Часто используется механизм создания образа врага, который позволяет формировать отрицательную общественную реакцию на определенную тему. В основе механизма заложена идея создания альтернативного образа, когда «чужой» представляется непохожим на «своих». Он другой национальности, вида, умственных способностей; кроме того, он агрессивен, от него нельзя ждать ничего хорошего. При этом акцентируются отрицательные черты, а положительные качества утаиваются.

Формирование стереотипов – известный метод, который позволяет эффективно влиять на восприятие информации. Психологический процесс восприятия включает определенную подгонку еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Каналы СМИ стандартизируют сообщение и особым образом подводят информацию под стереотип или общее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности.

Политические стереотипы: примеры

Политтехнологи отмечают, что в сознании россиян как стереотипы сохранились философия надежды, ориентация на идеальные образцы, идея обделенного народа, страх голода, стереотип антигосударственности. У американцев существуют свои стереотипы: в них живет американская мечта об успехе простого человека и каждый мальчик мечтает стать президентом. Политические стереотипы связаны с гигантским влиянием СМИ, причем именно телевизионная информация выходит на передний план в формировании новых стереотипов. Так, с подачи СМИ современным российским стереотипом становится ориентированный на достижения и исповедующий мораль успеха целеустремленный человек, рассчитывающий на собственные силы.

Мифотворчество является весьма эффективным методом, при помощи которого СМИ внедряют в общественное сознание некие нужные идеи, позволяющие влиять на чувства и поведение людей. Новые мифы создаются посредством ярких эмоций, обращения к древним архетипам сознания. Примерами последнего времени могут служить такие новообразования, как «империя зла» или «ось зла», «враги цивилизации» или «враги демократии». Событие, истинность которого невозможно проверить, начинает казаться правдоподобным на основе модели мифа, а истинные факты зачастую воспринимаются как небылицы. Быстрому распространению мифов способствуют низкая информационная культура, склонность к некритическому восприятию действительности.

Создание имиджей, или имиджелогия, – важный метод влияния в политической практике, позволяющий формировать общественное мнение. Имидж создается путем акцентирования определенных качеств образа политика; он всегда связан с воображением; формирует реальную социально-психологическую установку, определяющую поведение людей по отношению к лидеру. Формируя имидж политика, СМИ привлекают к нему внимание населения. Особенно запоминающимися выглядят яркие, оригинальные, даже эпатажные образы. Когда образ политика становится «затертым», СМИ представляют его в несколько ином свете, что часто вновь привлекает аудиторию.

Чтобы раскрутить тему политической акции, обычно используются следующие мягкие манипуляционные приемы подачи информации в СМИ:

  1. Сладкий контекст: публикуется серия репортажей, напрямую не связанных с фактом предстоящих переговоров, но с разных сторон подающих их будущую тему как политически актуальную.
  2. Закладывание шашек: даются публикации на смежные темы, которые затрагивают отдельные аспекты предстоящих политических дискуссий на переговорах в нужном ракурсе, чтобы позже они детонировали вместе с темой переговоров.
  3. Завышение информационного повода: теме придается неоправданно высокий уровень сенсационности.
  4. Кластеризация (членение): дробление темы переговоров на яркие значимые «осколки», которые можно обсуждать отдельно, каждый раз обращаясь к новому социальному слою или группе.
  5. Анимация (оживление): попытка взглянуть на политических лидеров как на яркие личности, подчеркнув в них «человеческое, слишком человеческое» (Ф. Ницше).
  6. Канонизация соцопроса: ссылка на «правильный» социологический опрос.
  7. Канонизация фокус-группы: освещение мнений участников специально созданной фокус-группы (небольшой группы людей, отобранных по специальным критериям).
  8. Пластиковый эксперт («говорящая голова»): публикация авторитетного мнения влиятельного политика.
  9. Наш человек в толпе: интервью со «случайными» прохожими на улице.
  10. Вокс попули (глас народа): подача темы по принципу «глас народа – глас Божий» (Vox populi – vox Dei).
  11. Искусственный спутник: любая знаменитость в фокусе обсуждаемых тем.
  12. Фальшивая утечка: ссылка на «хорошо информированные анонимные источники».

Существует несколько специальных информационных приемов, предназначенных для того, чтобы заглушить мнение оппонентов. Наиболее эффективными приемами такого рода являются:

  •  занижение инфоповода (использование «информационной какофонии», т. е. окружение мнения оппонента смежными сюжетами);
  • цементирование вражеской темы, что достигается с помощью окружения ее безличными схемами и графиками, опросами разных экспертов с противоположными позициями, в которых обычный гражданин не в состоянии разобраться.

Точка зрения известных ученых

Все перечисленные средства внушения оказывают огромное влияние на общественное сознание, заставляя человека действовать и думать определенным образом. Возникает закономерный вопрос: почему люди так легко поддаются манипулированию? Как отмечал австрийский социолог Йозеф Шумпетер (1883–1950), большинство людей не склонно тратить на изучение политических проблем много усилий: рядовой гражданин отводит политике меньше времени, чем на партию в бридж. Все это приводит к типичной ситуации: как только обычный гражданин начинает рассуждать о политике, он опускается на более низкий уровень умственной деятельности, поскольку не является компетентным. Мышление человека становится ассоциативным и аффективным, и «он вновь становится дикарем».

Многие крупные ученые являются активными противниками использования средствами массовой информации технологий манипулирования общественным мнением. Известный немецкий философ и психолог Эрих Фромм (1900–1980) настаивал на том, чтобы запретить все методы промывания мозгов, используемые в промышленной рекламе и политической пропаганде. Менее категоричны американские политологи Роджер Фишер и Уильям Юри, которые призывают разоблачать, выносить на обсуждение и тем самым нейтрализовывать манипулятивные приемы подачи информации.

Пожалуй, сегодня более реалистичной выглядит точка зрения, согласно которой использование информационных технологий уже невозможно запретить, поскольку они стали частью политической жизни, а следовательно, их необходимо изучать и умело нейтрализовывать.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)