Римская культура

Римская культура изначально складывалась как синтетическая, куда вошли этрусские, греческие и собственно римские традиции и черты, свойственные культуре народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой ступени развития. С одной стороны, Рим не упускал ничего из того, что казалось ему ценным, а с другой — элементы различных культур входили в римскую не в первозданном виде, а своеобразно интерпретировались с учетом уже имеющихся традиций.

Все это свидетельствует об открытости римской культуры, о ее способности находить точки соприкосновения с другими культурами, что, в конечном итоге, обеспечило ее невероятную жизнеспособность. «Стартовав» почти одновременно с Грецией (греки началом своей истории считали 786 г. до н. э. — первые Олимпийские игры; римляне — 751 г. до н. э. — основание Рима), Рим как политическая реальность пережил ее на семь веков (479 г. — падение Рима, конец античной эпохи).

Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права. Политизированность — характерная черта римской культуры. Если в небольших греческих государствах-полисах с их разнообразными и часто менявшимися формами правления многие вопросы можно было решать на основе непосредственного волеизъявления правящей верхушки или общего собрания граждан, то управление огромной Римской державой потребовало создания детально разработанной системы государственных органов и юридических законов, регулирующих гражданские отношения, судопроизводство и т. д.

Интересно
Древнеримские юристы заложили фундамент европейской правовой культуры. Римское право до сих пор остается основой, на которую опираются современные правовые системы. Лозунги и призывы различных партий и группировок на общем фоне патриотического славословия, воспевающего Римскую империю и императора, формируют общественное сознание граждан и заполняют их духовный мир.

Как и греки, римляне не мыслили жизнь отдельного человека вне связи с гражданской общиной, служить которой – долг и благо для каждого гражданина, вне свободы и независимости как для города, так и для граждан, вне связи гражданской общины с ее богами и полубогами, пекущимися о ее делах и подающими знаки своей воли.

Римская мифология дублирует греческую: олимпийские боги вводятся в нее, часть из них отождествляется с римскими богами и получает их имена (Зевс становится Юпитером, Афродита – Венерой, Арес – Марсом, Дионис – Вакхом и т. д.). Но, по мнению римлян, богам нужны были не чувства людей, а конкретная «взятка» в виде пролитого вина, рассыпанных зерен, в виде крови и дыма от сжигаемых на огне внутренностей и костей жертвенных животных (мясо съедали сами).

Латинское слово «religio» означает «связь» Предполагалось, что если при совершении религиозного акта все положенные формальности будут соблюдены полностью («я даю тебе»), то налицо полная гарантия, что божество исполнит свои обязательства («чтобы ты дал мне»).

Мысль об эквивалентности подобного обмена показывает практический склад римской культуры, который проявляется в идее торжества «геометрического» равенства граждан над «арифметическим». Римляне были равны в своей ответственности перед законом, но равенства в политической и социальной сфере не было.

Обладатели богатства и более высокой степени общественного признания (героические предки, собственные подвиги, возможность которых определялась богатством же) имели монополию на права, но они же в большей степени несли обязанности, поставив на службу обществу в военное и мирное время свои состояния и дарования. Зато в своей благодарности за заслуги перед государством и народом римляне не оставались в долгу, увековечивая для потомков славную память о своих великих согражданах.

На службу политическим и идеологическим целям ставятся философия, наука, литература, изобразительное искусство, архитектура. Все переосмысливалось с точки зрения доминанты римского сознания: «Рим – центр мира».

Важную роль в римской культуре играет ораторское мастерство. Искусству слова обучают в специальных риторских школах, цель обучения – государственная. В отличие от афинских софистов, обучающих демос (народ) красноречию, римский ритор – учитель будущих государственных чиновников, несущих блага римской цивилизации в самые удаленные уголки владений.

Науки, ставшие популярными в Риме, определились этими образовательными целями. Они были приспособлены к практической, политико-правовой, торговой, военной и строительной деятельности. Уже в недрах греческой философии выкристаллизовывался метод, приложимый к конкретным предметам и сферам жизни, и способ мышления, позволяющий из одного знания выводить другое, – логика.

Греческие философы ощущали различие между практическим смыслом знаний – знаний, основанных на искусстве (техне – «ремесло, искусство, красота») и знанием теоретического характера, знанием ради самого знания, владения истиной. Приоритет теории в греческой науке вылился в безразличие греческих ученых к практическому использованию открытий.

Для римской же науки характерно рассмотрение знания не как теории, а как дисциплины, что и определило книжный характер римского образования и науки, ее просветительство, склонность к систематизации, энциклопедизм как способ усвоения, хранения и передачи знания. Именно в такой манере писали Тит Лукреций Кар, Сенека (философия), Цезарь, Цицерон (ораторское искусство), Тит Ливий, Тацит, Плутарх (историческая наука), Архимед (механика), Плиний Старший (естествознание).

В римской философии эклектически сочетаются принципы различных учений греческих мыслителей. Особое распространение получают скептицизм и стоицизм (Сенека, Марк Аврелий), большой популярностью в среде простолюдинов пользуется учение греческих киников, развиваемое на римской почве Апулеем, Лукианом.

Древнеримская литература представлена именами Лонг, Апулей, Лукиан, Петроний (художественная проза), Катулл, Вергилий, Гораций, Овидий (поэзия), Менандр, Плавт, Теренций (театральное искусство).

Архитектура Рима использует эллинские ордерные формы, но отличается от греческой гигантизмом, который свойствен вообще имперским масштабам государства и амбициям римской аристократии. Наиболее грандиозными являются общественные сооружения, рассчитанные на большое количество людей.

Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, масштабу строительства, богатству композиционных форм, многообразию типов сооружений: храмы, форумы, базилики, термы, акведуки, триумфальные арки, амфитеатры (из последних особенно выделяется своими размерами построенный в I в. четырехэтажный Колизей, вмещавший 50 тыс. зрителей).

Римские скульпторы и художники следуют греческим образцам, но, в отличие от греков, развивают искусство реалистического портретирования. Скульптурный портрет, идущий от этрусских традиций изготавливать и хранить погребальные маски умерших, стал отражением особого отношения римлян к конкретной исторической личности.

Если греческое скульптурное наследие представлено статуями богинь и богов (где персональное сходство в принципе невозможно), красивыми и сильными телами спортсменов и атлетов (являвшихся образом идеи, а не конкретного человека), то римская скульптора была призвана оставить в веках память о великих императорах, государственных деятелях, военачальниках, ораторах, философах, поэтах и т. д. Здесь главными задачами скульптора становятся индивидуализация образа, его выразительность, одухотворенность, самоуглубление.

Отсюда большое внимание уделяется чертам и выражению лица (особенно глазам), тело же, вдохновлявшее греческого мастера, совсем не интересует римского скульптора (появляются бюст – плечевой портрет и тогатус – оратор в ниспадающей складками тоге). И, наконец, в культуре Древнего Рима происходит религиозный поворот Западной Европы от язычества к христианству, возникшему в I в. н. э. в эллинистической Иудее и ставшему одной из трех мировых религий.

Римская культура с ее развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона, справедливости в жизни общества смогла дополнить греческую культуру с ее стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой всей европейской культуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)