Регистрация нормативных правовых актов

Важной стадией производства по принятию нормативных правовых актов государственного управления является государственная регистрация нормативных правовых актов.

На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют:

  1. Федеральные органы исполнительной власти – министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные агентства, федеральные надзоры.
  2. Иные органы и организации исполнительной власти, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации (например, Центральный банк Российской Федерации).

Государственной регистрации подлежат не все нормативные правовые акты органов исполнительной власти, а только те, которые:

  • содержат правовые нормы, затрагивающие гражданские, политические, социально экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных законодательных актах Российской Федерации; механизмы реализации прав, свобод и обязанностей;
  • устанавливают правовой статус организации – типовые, примерные положения (уставы) об органах, организациях, подведомственных соответствующим органам исполнительной власти, а также устанавливают правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;
  • имеют межведомственный характер, т.е. содержат правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему органа исполнительной власти.

В юридической литературе имеется мнение о том, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия, в том числе и нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» в Министерстве юстиции Российской Федерации создан банк нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации – федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В развитие этого Указа Президента РФ принято Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000г. № 904 « Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

В целях реализации указанного Постановления Правительства РФ издан Приказ министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. №5 «Об утверждении разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

Этот регистр ведется в целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, конституционных прав граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

В федеральный регистр включаются конституции (уставы, законы и иные нормативные правовые акты органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) должны обеспечивать направление в Министерство юстиции Российской Федерации копий нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в 7-дневный срок после их принятия, а также официальных изданий, в которых публикуются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, для включения этих актов в федеральные регистр и проведения юридической экспертизы.

Регистрация ведомственных нормативных правовых актов осуществляется с мая 1992 года.

В случае если в результате юридической экспертизы указанных актов, проводимой Министерством юстиции Российской Федерации, установлено их несоответствие Конституции Российской Федерации или федеральному законодательству, экспертные заключения Министерства юстиции Российской Федерации включаются в федеральный регистр в качестве дополнительных сведений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)