Рефлексивная природа знания и объективность субъекта

Софисты первыми обратили внимание на ту существенную и фундаментальную роль, которую играет познающий субъект в ходе познавательной деятельности, а значит, вскрыли принципиальную рефлексивность любого познавательного акта субъект сам является частью той системы, которую он познает.

Но – что принципиально – их выводы были весьма схожи с позициями упомянутых выше современных социологов и экономистов, усматривающих в Р. лишь источник некоей неопределенности и не более того правда, в наши дни в отличие от Античности эту неопределенность, по крайней мере, можно оценивать.

Сократ и Платон задают совершенно новый подход к самой сути рефлексивности. У этих авторов субъект – это вовсе не свободное и ничем не детерминированное существо. Напротив, он лишь по видимости предстает случайным и во всем произвольным.

Познающий человек в этом учении является носителем некоего объективного начала, и хотя предельные основания этой объективности пока еще остаются невидимы, а потому и мистифицированы, тем не менее главный шаг оказывается сделанным.

Любая познавательная ситуация становится возможной лишь в рамках некоей рефлексивной системы, но в основе этой системы теперь лежит не произвол, а жесткий закон, источником которого оказывается сам субъект или, говоря словами Платона, его душа: «Если же душа, будучи бессмертной и часто рождаясь, все видела и здесь, и в преисподней, так что нет вещи, которой бы она не знала, то не удивительно, что в ней есть возможность припоминать и добродетель, и другое, что ей было известно прежде».

Последующая философия будет различными способами объяснять природу этой объективности, начиная от врожденных идей картезианства и кончая архетипами Юнга, однако сам факт ее открытия знаменовал собой первый шаг в формировании основ рефлексивной методологии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)