Редактирование анкет с вопросами-фильтрами

Если в анкете использовались вопросы-фильтры, редактор должен особенно внимательно проверить, чтобы на эксклюзивные вопросы отвечали только те респонденты, которые соответствуют фильтру.

Например, вопрос-фильтр дифференцирует тех, кто работает в настоящее время, и тех, кто в настоящее время не работает. Затем следует инструкция: «На вопросы NN… отвечают те, кто в настоящее время работает; неработающие должны перейти к вопросу N…».

Редактор должен убедиться, что респонденты, которые в вопросе-фильтре отметили, что они не работают в настоящее время, не заполняли блок вопросов, касающийся рабо-тающих. Такая ситуация вполне реальна, так как респонденты и интервьюеры (что случается значительно реже) не обратили достаточного внимания на инструкцию, и вполне могут фиксировать ответы на вопросы, касающиеся отношения к работе или характеристики рабочего места, имея ввиду предыдущую работу, которой респонденты занимались до ее прекращения.

Задача редактора в подобном случае вычеркнуть их ответы в бланке анкеты, чтобы операторы ЭВМ не вводили эту информацию в компьютер. В этих случаях редактор в своем протоколе отмечает подобные анкеты, и эта информация будет полезна для руководителя-организатора полевого этапа работы, как свидетельствующая о недостаточно высоком качестве работы супервайзеров, плохо проинструктировавших интервьюеров.

Перед началом редактирования следует обратить внимание редактора, что вопросы-фильтры могут быть не прямыми, а косвенными, например: «Собираетесь ли Вы голосовать на предстоящих выборах?»; «Есть ли у Вас родственники, проживающие вне пределов Украины?» и т.п. В тех случаях, когда следующий вопрос начинается со слова «если» (например, «Если Вы собираетесь голосовать, то за кого именно?» или «Если у Вас есть родственники, проживающие за пределами Украины, то где именно?»), то предыдущий вопрос является своего рода фильтром, и на последующий должны ответить только те респонденты, которые дали на него утвердительный ответ.

Редактор должен на такие вопросы обратить особое внимание, так как их следует подготовить к адекватному вводу в ЭВМ, а также предоставить информацию о качестве работы интервьюеров. Обычно не следует вводить данные в таком виде в файл информации, надеясь на то, что подобные ошибки будут устранены позднее (на этапе анализа информации).

Опыт показывает, что наиболее эффективным путем редактирования является предоставление каждому из редакторов бланка анкеты, со всеми необходимыми инструкциями и отметкой (обводящей линией), тех блоков вопросов, которые следуют после фильтра. Этот бланк анкеты является своего рода «ключом», помогающим проверять качество каждой заполненной анкеты.

Редактор может сравнивать страницы проверяемой анкеты, сопоставляя ее с «ключевой», которая особенно помогает редактору в начале работы, когда структура анкеты не является для него достаточно знакомой и легко узнаваемой. Обычно после первой порции проверенных анкет у редактора отпадает необходимость сопоставлять проверяемую анкету с ключевой, так как эталон проверки уже достаточно прочно закрепляется в его памяти.

Редактирование заполненных анкет — очень ответственный этап работы, так как структура ответов, полученных на полевом этапе, претерпевает определенную трансформацию. Некоторые исследователи предпочитают отказаться от этого этапа, надеясь получить в файле информации полный «слепок» того, что было сделано «в поле» во время непосредственного опроса, а лишь потом самостоятельно разобраться в тех погрешностях, которые были допущены интервьюерами и респондентами.

Однако опыт показывает, что в таких случаях, корректировка нередко осуществляется операторами, которые вводят информацию в ЭВМ: в одних случаях ее просто невозможно вести в том виде, в каком она представлена в анкете (например, когда требуется лишь один вариант ответа, а респондент отметил два или более вариантов); в других случаях, операторы относятся слишком инициативно к своей работе, и если видят противоречивую или неправильную, с их точки зрения, информацию, то сами корректируют ее по своему усмотрению.

В этих случаях автор исследования утрачивает контроль над теми трансформациями, которые претерпевают полученные в результате опроса данные, так как каждый из операторов по ходу своей работы принимает индивидуальные решения. Рациональнее осуществить редактирование централизованно, в соответствии с унифицированными инструкциями под руководством главного научного исполнителя проекта., тогда внимание оператора будет сосредоточено лишь на точности переноса информации с бланка анкеты в файл данных.

В заключение следует подчеркнуть, что в, последнее время развиваются компьютерные технологии ввода данных, при которых результаты опроса считываются компьютером непосредственно с бланков анкет. И если предварительное редактирование при вводе информации в файл с помощью операторов позволяет повысить качество и эффективность работы в целом, то при автоматизированном считывании информации процедура редактирования является обязательным этапом, без которого обработка данных невозможна.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)