Проект исследования

Уточнение информационных потребностей. Уточнение информационных потребностей — ключевой этап в проектировании эмпирического исследования. Эта наиболее трудная и творческая часть исследования, к сожалению, чаще всего недооценивается в начале работы и является источником многих недоразумений на заключительном этапе. Ошибки, допущенные на этой стадии, умножаются на всех последующих.

В академической социологии этот элемент называется «определение проблемы; предмета и цели исследования» и в своем разрешении должен дать ответ на вопросы:

  • что, собственно, изучается?
  • для чего проводится эмпирическое исследование?

Нередко даже профессиональные социологи формально относятся к этому элементу и только на этапе анализа данных начинают задумываться о том, что же, по существу, они могут извлечь из собранного «по теме» материала. Это происходит потому, что возникшую в обществе актуальную проблему так или иначе ощущает практически каждый гражданин.

Однако это ощущение носит скорее житейский характер, не имеющий целевой конкретно-научной постановки проблемы. Восприятие проблемы выглядит примерно так: «Переход к рыночной экономике — это проблема», «Преступность среди молодежи — это проблема», «Обострение межнациональных отношений — это проблема».

Однако формулировка, определяющая то, в чем, собственно, заключается проблема, — представляет собой сложную творческую задачу, решение которой составляет половину общего объема интеллектуальной работы исследователя. Следует заметить, что далеко не всем посильно разрешение этой задачи. Однако в проведении многих эмпирических исследований вполне допустимо ее упрощение.

Упрощение такого элемента социологического исследования, как постановка проблемы, сводится к формулировке конкретных вопросов, ответ на которые должен быть получен в результате эмпирического исследования. Таким образом, информационный запрос представляет собой вопросы, написанные в произвольной форме, требующие ответа в результате эмпирического социологического исследования.

В процессе формулировки вопросов особое внимание должно быть уделено их конкретизации. Например, на первый взгляд, достаточно конкретным представляется следующий информационный запрос: «Получить в результате исследования конкретные рекомендации, как должен поступать руководитель в случае конфликта с подчиненным».

Но для социолога подобный информационный запрос не является конкретным. Здесь необходимо уточнить, какого рода конфликты интересуют заказчика (деловые, межличностные, этические и т.д.) — уточнение сфер, предмета или причин конфликтов. Все ли сферы конфликтов должно охватывать исследование или достаточно ограничиться некоторыми из них. Также необходимо уточнить, какой результат разрешения конфликтов волнует заказчика в первую очередь.

Информационный запрос переформулируется таким образом: «Как должен поступать руководитель в случае конфликтов с подчиненными, чтобы добиться…

  • уважения подчиненных;
  • улучшения производственных показателей;
  • уменьшения текучести кадров;
  • улучшения социально-психологического климата в коллективе и т.п.

Обычно на просьбу социолога уточнить, какие из вопросов интересуют прежде.всего, следует первая реакция заказчика: интересует все! Однако расширение круга вопросов повышает стоимость исследования (за счет увеличения объема анкеты, времени обработки и анализа материала) и снижает общее качество информации, так как слишком большой опросный лист, требующий длительного заполнения, притупляет внимание респондента. Поэтому желательно установить приоритетность различных аспектов проблемы.

Для социолога, планирующего авторское исследование, такой перечень вопросов (даже при наличии сформулированной темы и проблемы исследования) является контрольным регистром на всех этапах работы: контроль конкретности и осознанности проблемы, определение генеральной совокупности, контроль адекватности подготовленного инструментария поставленным задачам (на все ли поставленные вопросы позволит ответить составленная анкета), выбор методов статистического анализа собранного материала, содержание отчета. Этот перечень вопросов (информационный запрос) принимается за основу уточнения всех остальных пунктов эскиза исследования.

Программа исследования. На этапе подготовки эскиза проекта достаточно определить, кто из специалистов будет привлечен к разработке программы и установить срок, необходимый для этой работы.

Определение генеральной совокупности и выборки. Для определения стоимости и организационных затрат исследования необходимо, определить приблизительный объем генеральной совокупности: уточнить, чьи конкретно мнения, настроения, отношения, установки или социальные ориентации будут изучаться. Такое уточнение рационально проводить по следующей схеме: регион — социально-демографическая характеристика — отраслевая специфика.

Например, необходимо изучить отношение молодежи к преступности. Для определения генеральной совокупности сначала уточняется региональная локализация населения, на которое можно будет распространять выводы, полученные в результате исследования: идет ли речь о молодежи страны в целом или какого-либо региона. Затем уточняется, будет ли изучаться лишь городская или сельская молодежь, и если, допустим, городская, то только ли молодежь крупного города или вся городская молодежь.

Затем (в рамках социально-демографических уточнений) определяется верхняя и нижняя границы молодежного возраста (например, от 18 до 30 лет или от 14 до 25 лет — конкретные границы зависят от целей и информационных потребностей); и, наконец, уточняется отраслевой контингент — будет ли изучаться мнение всей молодежи, проживающей в данном регионе, или только учащихся, или только работающей молодежи (если работающей, то во всех отраслях или в каких-то определенных) и т.д.

Итогом этого обсуждения должно явиться четкое определение генеральной совокупности, например, «учащаяся молодежь в возрасте 18-30 лет западного региона Украины (Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области)».

На основании определения генеральной совокупности (контингента населения, на который можно с определенной вероятностью распространять выводы по полученным в результате исследования данным) исследователь может предварительно определить объем выборки — количество человек, которых необходимо опросить.

На этапе предварительного прикидывания объема выборочной совокупности необходимо учитывать также и аналитические потребности исследования: будет ли последующий анализ ограничиваться представлением о мнении населения в целом или же предполагается сравнение мнений (настроений, установок и т.п.) различных социально-демографических групп.

В тех случаях, когда планируется представление полученных данных по различным группам населения, объем выборки должен быть соответствующим образом увеличен. Таким образом, на этом этапе исследователю необходимо уточнить, какие именно социально-демографические группы представляют для заказчика особый интерес. Предварительное определение объема выборки необходимо и для уточнения стоимости исследования.

Своевременное обсуждение генеральной совокупности следует провести также для того, чтобы заранее продумать источники, содержащие основные характеристики генеральной совокупности (общая численность, распределения по основным характеристикам) и пути их получения.

Для ориентировочного определения объема выборочной совокупности исследователь уточняет величину возможной допустимой ошибки, объясняя заказчику, что чем более точный результат ему необходим, тем большее число людей следует опрашивать. На этом этапе объем выборочной совокупности определяется ориентировочно.

Инструментарий. На этапе работы над эскизом проекта в графе «Инструментарий» достаточно определить примерный объем опросника/анкеты (на основе уточненных информационных потребностей), состав исполнителей и срок работы. Кроме этого целесообразно уточнить технические возможности и базу тиражирования, а также материальные затраты на разработку, подготовку и тиражирование инструментария и методических документов к нему.

Сбор информации. На этапе работы над эскизом проекта решается вопрос о том, какая организация будет осуществлять сбор данных. В том случае, когда сбор данных планируется осуществлять собственными силами, на основе определения выборочной совокупности намечаются «точки опроса», состав и структура группы сбора информации, сроки работы. Подсчитывается примерная стоимость работы по сбору первичной социологической информации.

Обработка и анализ данных. Определяется база обработки первичной социологической информации, технические и программные средства, исходя из которых устанавливаются сроки и стоимость этого этапа работы.

Оформление полученных результатов (отчет). Следует заранее продумать и обсудить с потенциальными соисполнителями (или заказчиком) форму представления результатов работы (научные статьи, монография, аналитический отчет, аналитические таблицы, графики и т.п.). Если исследование выполняется по заказу, то желательно оговорить объем (если это отчет) или количество таблиц и объем текста комментариев к таблицам.

Ресурсы и потребности. Оценка ресурсов и возможностей проведения исследования включает: определение общего количественного и качественного состава группы, которая будет выполнять исследование, материально-технические потребности и возможности, организационные особенности выполнения каждого из этапов работы (необходимость и пути доступа к ведомственной документации; организации, которые было бы желательно привлечь для помощи в подготовке к процедуре сбора информации, обеспечении техникой и др).

Организационные потребности и возможности необходимо продумать заблаговременно, что позволяет предусмотреть затраты, а также сэкономить время, так как организационную подготовку в таком случае можно осуществлять параллельно с разработкой программы и инструментария.

График, смета и общая стоимость исследования. Общая стоимость исследования — это первоочередная проблема при определении возможности проведения эмпирического исследования. Однако сложность ее разрешения состоит в том, что, не уточнив информационные потребности и, соответственно, объем работы, трудно определить реальную стоимость исследования. Здесь интуиция и накопленный опыт помогут исследователю определить «порядок» общей стоимости.

Окончательная же сумма устанавливается в результате работы с эскизом исследования. Нередко лимит средств, которым связан заказчик (или социолог), приводит не к отказу от исследования в целом, а к корректировке программы (исключение ряда информационных запросов) или к ограничению выборки, или к сужению генеральной совокупности.

Завершение работы над эскизом проекта заключается в составлении таблицы, в которой все элементы эскиза расписаны по срокам исполнения (график) и стоимости (смета). Рабочий документ, представляющий собой перечень основных элементов социологического исследования с указанием стоимости и сроков исполнения, называется проектом социологического исследования. На основе проекта принимается окончательное решение о том, будет проводиться данное исследование или нет.

Определение приоритетности элементов проекта. После принятия решения о проведении эмпирического исследования начинается второй этап работы над проектом исследования — параллельная подготовка к проведению сбора информации, разработка программы и инструментария, подготовка выборки.

Основными элементами проекта исследования, определяющими его научную значимость и финансовую стоимость, являются программа и выборка. Их соотносительная значимость различна для разных типов исследований.

Если абстрактным идеалом получения социальных фактов эмпирическим путем является сплошной опрос всех представителей исследуемой группы населения по всем возможным характеристикам изучаемой проблемы, то реально в силу вполне понятной лимитированности средств, времени и организационных возможностей в конкретном исследовании необходимо ограничиваться определенным объемом выборки и отдельными аспектами изучаемой проблемы.

Чтобы эти ограничения носили достаточно осознанный характер и позволяли оценить значимость и качество полученной информации, приступая к работе, необходимо определить приоритетность элементов исследования.

Первый шаг в оценке приоритетности элементов — определение типа исследования. Крупномасштабные социологические исследования можно разделить на два типа: опросы общественного мнения и собственно социологические исследования. Такая классификация носит принципиальный характер для определения приоритетности и глубины разработки основных элементов проекта исследования — программы и выборки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)