Репрезентативность

Репрезентативностью называется свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной. Отклонения выборочной совокупности от генеральной по каким-либо основным характеристикам называется ошибкой репрезентативности: чем больше величина этих отклонений, тем больше ошибка репрезелтативности. Понятно, что выборка не может буквально воспроизвести генеральную совокупность.

Основная задача исследователя — учитывать ошибку репрезентативности при интерпретации и обобщении результатов опроса, проведенного на основе выборочной совокупности.

Поэтому исследователь должен уметь количественно определять эту ошибку, величина которой рассчитывается в зависимости от типа выборки.

Репрезентативность — необходимое требование к выборке в тех случаях, когда изучается общественное мнение. Однако при проведении многих специальных социологических исследований, направленных на углубленный анализ каких-либо свойств социального объекта, нет необходимости в репрезентативной выборке.

Исследователю нередко достаточно набрать основную и контрольную группы людей и провести сравнительный анализ. Например, если основная цель исследования заключается в установлении особенностей личностных качеств предпринимателей и мотмвационных побуждений к предпринимательской деятельности, нет никакой необходимости в формировании репрезентативной выборки: достаточно набрать группу лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также контрольную группу — людей, не занимающихся предпринимательством.

Такой — аналитический — подход применим в большинстве случаев, когда ис-следование направлено на изучение социально-профессиональной специфики предмета.

При аналитическом подходе к выборке следует учитывать следующие необходимые требования:

  • группы должны различаться по основному дифференцирующему признаку (гипотетическому фактору);
  • по всем остальным параметрам (возрасту, полу, уровню образования, характеру деятельности и т.д.) группы должны быть максимально идентичны. Если исследователю удается набрать достаточно идентичные группы, различающиеся лишь по одному дифференцирующему признаку, то численность таких групп может ограничиваться небольшим объемом (50-100 человек).

Если гипотетических факторов больше одного, то в рамках каждой из групп (основной и контрольной) можно набирать равночисленные подгруппы (например, мужчин и женщин; молодого, среднего и старшего возраста и т.п.). Введение каждого нового фактора требует соответствующего увеличения каждой из групп.

Например, при вводе такого признака, как иол, группу предпринимателей (которая первоначально планировалась численностью, допустим, в 50 человек) следует увеличить до 100 (50 мужчин и 50 женщин); точно так же следует увеличить и контрольную группу. Если автор проекта предполагает, что существенным дифференцирующим параметром может являться возраст, и выделяет, предположим, три типа возрастной градации («молодые», «среднего возраста» и «старшего возраста»), то соответственно утраивается и каждая из групп таким образом, чтобы каждая из образованных подгрупп (например, «предприниматели мужчины молодого возраста» и т.д.) была не менее 50 человек. Чем больше по численности будет каждая набранная подгруппа, тем выше вероятность того, что удастся статистически обосновать гипотезы исследования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)