Развитие творческих способностей дошкольников в условиях искусственной языковой среды

С развитием цифровых технологий и глобализационных процессов во всех сферах человеческой деятельности растёт потребность в людях, способных нестандартно мыслить, создавать новые способы решения поставленных задач, быстро генерировать новые, перспективные идеи. Именно творческие способности обеспечивают формирование подобных качеств.

ФГОС дошкольного образования указывает на необходимость развития воображения и творческой активности, но при этом недостаточно изучены факторы, способствующие развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для освоения иностранного языка. При этом изучение иностранного языка происходит естественно и не вызывает затруднений, так как задействуются заложенные природой механизмы формирования и развития речи.

Создание искусственной языковой среды, обеспечивающей успешное овладение иноязычной речью и формирование иноязычных коммуникативных умений, является ключевым моментом в процессе обучения иностранному языку дошкольника.

Изучение влияния искусственной языковой среды на развитие творческих способностей поможет выявить или создать оптимальные методики обучения, обеспечивающие всесторонние развитие личности с раннего возраста.

В зависимости от понимания сущности способностей, существуют различные подходы к определению творческих способностей. Один из них связан с исследованиями В.Д. Шадрикова, рассматривающего взаимосвязь способностей и психических функций.

Интересно
В соответствии с пониманием способностей как свойств функциональной системы, творческие способности – это сложные функциональные образования, объединяющие разнообразные интеллектуальные процессы и действия, проявление познавательной функции психики.

Способности как качества психических функций рассматриваются в исследованиях таких ученых как Л.С. Выготский, А.Я. Пономарев, В.Н. Дружинин. Б.М. Теплов представил другой подход в понимании способностей человека, согласно которому способности представляют собой определенные индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие успешное освоение и осуществление деятельности.

Подобного понимания сущности способностей придерживаются такие исследователи как Н.С. Лейтес, В.Г. Крысько, М.В. Петровский, А.Г. Ярошевский, С.Л. Рубинштейн.

В соответствии с данным подходом творческие способности представляют собой индивидуально-психологические особенности и свойства личности, обеспечивающие успешное осуществление творческой деятельности.

В соответствии с сущностью творческого процесса успешность данной деятельности обуславливается созданием нового оригинального продукта, выраженном в духовном или материальном плане

В зависимости от подхода к пониманию взаимосвязи творческих способностей и интеллекта выделяют различные структурные компоненты творческих способностей.

Большинство исследователей в качестве основной составляющей данных способностей называют воображение, которое взаимосвязано с мышлением и эмоциональной сферой.

Так Дж. Гилфорд в качестве основных компонентов креативности называл дивергентное мышление и воображение. По мнению Е.П. Торранса общая способность к творчеству базируется на общем интеллекте, определенных характеристиках личности и способности к продуктивному мышлению.

Существует различные подходы в понимании творческого мышления. В соответствии с интегральной концепцией творческое мышление рассматривается как результат интеграции отдельных его видов на достаточно высоком уровне развития. Таким образом, в дошкольном возрасте творческое мышление ещё не сформировано.

В соответствии со структурно-диалектическим подходом творческое мышление определяется как диалектическое, суть которого заключается в оперировании противоположными свойствами объектов или явлений.

Воображение тесно связано с эмоциями, особенно в дошкольном возрасте. Создание продукта творчества в детском возрасте всегда связано с эмоциональным переживанием, сочувствием воплощаемому образу, желанием выразить себя.

Н.Е. Веракса, В.Т. Кудрявцев, А.К. Белолуцкая в структуру творческих способностей дошкольников включают способность к надситуативности. Надситуативное мышление позволяет преобразовать познаваемую проблемную ситуацию, выявить имеющиеся противоречия, увидеть более глубокую связь между элементами проблемной ситуации и проанализировать целостность события с широкой точки зрения, выявляя новые перспективы и возможности.

Мотивационный компонент включаются в структуру творческих способностей такими исследователями как Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Р. Стернберг и Д. Лаверт, Т. Амабиле.

Таким образом, в структуре творческих способностей детей старшего дошкольного возраста можно выделить три компонента: когнитивный, эмоциональный, мотивационный.

Важными составляющими когнитивного компонента творческих способностей являются: воображение, диалектическое мышление, способность к надситуативности.

Мотивационный компонент включает в себя ряд потребностей и мотивов, влияющих на развитие творческих способностей: познавательные и нравственные мотивы, потребность в созидании, самовыражении и собственных достижениях.

Эмоциональный компонент включает в себя способность к эмоциональному предвосхищению, а также интеллектуальные, эстетические и социальные эмоции, включая способность к эмпатии.

Для диагностики творческих способностей чаще всего используется адаптированный тест Е. Торренса. Одним из показателей творческих способностей в рамках методики исследования креативности Е. Торренса, Дж. Гилфорда и др. является оригинальность, которая определяется величиной обратной частоте распространенности определенного ответа среди тестируемых. При этом в зависимости от выборки одному и тому же ответу может быть присвоена оценка, соответствующая как высокой, так и низкой оригинальности.

В результате смещения понятий оригинальности и нестандартности к проявлению творческой способности может быть отнесено как продуктивная деятельность и её результаты, так и любая форма девиации. Кроме этого, данная методика в первую очередь направлена на оценку показателей креативности, которые по большей части имеют количественный характер. В то время как для оценки творческих способностей, уровня их развития необходим и анализ, отражающий качественное своеобразие мыслительных процессов, направленных на решение творческой задачи.

В связи с вышеизложенным в данном исследовании для оценки развития творческих способностей проводилась диагностика развития структурных компонентов творческих способностей.

Для оценки когнитивного компонента использовались следующие методики: «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко (диагностика воображения), «Как спасти зайку» В.Т. Кудрявцева (диагностика способности к надситуативности), опросник Е. Тунник «Творческие характеристики».

В исследовании А.К. Белолуцкой была выявлена положительная взаимосвязь диалектического мышления и способности к надситуативности. В связи с чем методика «Как спасти зайку?» одновременно позволяет сделать вывод и об уровне развития диалектического мышления.

Оценка эмоционального компонента осуществлялась с помощью следующих методик: методика изучения социальных эмоций у детей (Г.А. Урунтаева, В.А. Афонькина), опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина).

Оценка мотивационного компонента творческих способностей осуществлялось с помощью метода наблюдения и опроса педагогов, работающих с детьми. Для опроса педагогов использовался мотивационно-личностный опросник Е. Тунник.

Диагностика творческих способностей была осуществлена в двух группах детей дошкольного возраста. В контрольной группе обучение проходит на русском, родном для детей, языке на базе МАДОУ «Д/с №56» г. Калининграда. В экспериментальной группе дети обучаются в искусственной языковой среде.

Искусственная языковая среда – это языковая среда, которая создается с использованием различных средств обучения в условиях отсутствия и для воссоздания естественной

Педагоги в экспериментальной группе проводят занятия, общаются и играют с детьми только на английском языке. В исследовании приняли участие 20 детей из обеих групп. Средний возраст детей в двух группах – 5 лет.

В результате диагностики развития составляющих творческих способностей было выявлено, что у дошкольников, обучающихся в искусственной языковой среде, показатели количественной и качественной оценки уровня развития воображения значительно выше.

Среднее значение коэффициента оригинальности в экспериментальной группе составляет 6,9, в контрольной группе – 4,4. Созданные изображения значительно отличаются по степени проработанности и сложности образа воображения.

В экспериментальной группе у 70% детей присутствуют рисунки, отражающие определенную сюжетную линию, у 30% детей образ воображения построен методом включения.

В контрольной группе рисунки, отражающие определенную сюжетную линию, и образы воображения, построенные методом включения, отсутствуют. Кроме этого, при создании изображения большинство детей экспериментальной группы создавали образ, выходя за рамки заданной фигуры, в то время как дошкольники контрольной группы добавляли элементы для создания изображения, не выходя или незначительно выходя за рамки имеющегося в качестве основы рисунка объекта.

Проявление способности к надситуативной стратегии в решении проблемы наблюдается у всех детей экспериментальной группы и у 30% детей контрольной группы.

При этом показатели, характеризующие уровень развития эмоционального и мотивационного компонентов, отличаются незначительно.

Так, уровень развития мотивационной сферы находится на среднем уровне у 60% детей в экспериментальной группе, и у 80% в контрольной.

Интересно
У 20% мотивационно-личностные показатели в обеих группах характеризуют высокий уровень развития мотивационно сферы. Показатели очень высокого развития мотивационной сферы наблюдаются у 10% дошкольников экспериментальной группы. Очень низкий уровень развития мотивационной сферы был выявлен у 10% дошкольников экспериментальной группы.

В обеих группах эмоциональная сфера детей развита на среднем уровне. Наблюдается высокий уровень осознанности испытываемых эмоциональных состояний, но при этом возникают трудности в понимании и восприятии различных эмоциональных состояний других людей.

У 80% детей гуманистическая форма проявления эмпатии в экспериментальной группе, у 60% в контрольной группе. У 20% детей экспериментальной и контрольной групп смешанной тип эмпатии. Низкий тип эмпатии наблюдается у 20% детей контрольной группы.

Таким образом, исходя из проделанной комплексной диагностики творческих способностей, можно сделать вывод, что на данном возрастном этапе дошкольного развития наблюдается значительное положительное влияние искусственной языковой среды на такие важные составляющие творческих способностей, как воображение и способность к надситуитивности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)