Проектная деятельность как метод решения проблем экологического воспитания детей на современном этапе

В развитии экологической культуры личности дошкольный возраст является самоценным этапом.

Проекты, которые мы предлагаем детям и составляем вместе с ними, имеют большую педагогическую ценность, так как отражают природные и общественные явления «здесь и сейчас», положительные стороны нашего быта, что благотворно влияет на поведение ребёнка не только в игре, но и в окружающем его мире, активизирует его чувства и отношения.

Стремление ребёнка старшего дошкольного возраста брать на себя обязанности «защитника» учитывается нами при выборе тем. Такая позиция способствует природоохранной деятельности ребёнка. Отсюда и названия проектов: «Защитники природы», «Школа добрых волшебников», «Растут цветы для красоты», «Лекари – аптекари», «Чудо под ногами» и другие.

Все наши экологические проекты носят игровой характер, так как всем известно, что игра является основным видом деятельности дошкольника.

По содержанию они очень похожи на сюжетно-ролевые игры, что дает возможность расширить тематику этих игр. Структура проектов состоит из 4 этапов, на каждом из которых проводятся определённые мероприятия.

На первом этапе проводится подготовительная работа, чтобы уточнить интерес образовательного процесса и объема знаний детей, также выявляется проблема, тема обсуждения.

На следующем этапе мы собираем информацию по теме.

На третьем этапе выполняем проект. Это этап считается самым интересным для детей и самым ответственным для воспитателей. Итогом его является обобщение собранной информации, практический выход – стенгазета, раскраска, плакат и т. д. со способом решения поставленной проблемы.

Интересно
Презентация практического выхода – это четвёртый этап. На данном этапе мы организуем и проводим праздники, развлечения, выставки, акции, викторины, КВН, в которых принимают участие полюбившиеся детям герои: Знайка, Айболит, почтальон Печкин и другие. На свои праздники мы ждем в гости детей младшей группы, родителей.

С нашей точки зрения, составляющей экологического проекта являются организация интегрированного образовательного процесса в детском саду, гибкая система воспитания и обучения, увлекательная игра.

Данная модель необходима для развития интеллектуального уровня дошкольника, его физических возможностей, волевых и нравственных качеств, творческих способностей в процессе выполнения различных видов экологически значимой деятельности.

В своей работе мы используем метод экологических проектов для того, чтобы выявить «зоны ближайшего развития» ребёнка и соответственно планировать дальнейшую работу с ним.

Также мы применяем и нетрадиционные методы, такие как экологическая акция, экологическая почта, экологическая инициатива, экологический тренинг.

Одним из таких методов является экологическая акция. Она очень интересна и эффективна, как форма работы. Проводим мы ее с детьми и родителями. Вот примеры таких экологических акций: «Семечко и зёрнышко про запас» – сбор семян для посевов цветов и для корма птиц (август – сентябрь); «Добрая зима для птиц» – подкормка зимующих птиц (ноябрь – март); «В лесу родилась ёлочка» – против вырубки ёлок (декабрь); «Берегите воду» – ко Дню воды (март); «Чистый двор» – ко Дню Земли (апрель); «Посади дерево» – организация огородов, цветников, посадка деревьев (май).

Следующий метод – это экологическая почта. Детям очень нравится эта форма работы, которая обусловлена перепиской с воображаемым персонажем. Например, дети получают «письмо» с огорода от овощей, от белого медведя с Севера, от котёнка Мурзика, собачки Кузи…

Экологическая инициатива – это вариант экологического проекта, включающий в себя виды экологической деятельности, инициированной самими детьми

Целью этой инициативы является решение экологических проблем, развитие самостоятельности и сознательности детей. Наша задача как воспитателей состоит в том, чтобы создать ситуацию, стимулирующую детей к активной экологической деятельности посредством организации целевых прогулок. Прогулки могут быть такой тематики: «Стоянка цветов», «Лесные остановки», «Служба Айболита».

Расширение чувственного опыта детей, развитие перспективных возможностей при контакте с природными объектами; развитие чувства эмоциональной сопричастности к живой природе, чувства сопереживания – это еще одна из форм экологического воспитания – эколого-педагогический тренинг. Его примеры: «Цветок добра», «На какое дерево я похож», «Прогулка по ручью», «Ветер дует на …».

Таким образом, проанализировав работу по реализации экологических проектов, мы смогли доказать, что данная проблематика является интересной и востребованной.

Дети с большим желанием увлеклись процессом познания окружающего мира, личностной и социальной значимостью экологических проблем. Можно утверждать, что экологические проекты обеспечивают наличие одного из главных условий – интереса ребёнка к тому, что ему предлагают освоить и сделать, что, в свою очередь, стимулирует умственное развитие ребёнка-дошкольника.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)