Учет региональных особенностей при обучении дошкольников кочевой группы основам безопасности жизнедеятельности

Одной из глобальных проблем человечества в ХХI веке стало обеспечение безопасности человека, так как в современном обществе резко возросло количество различных катастроф (природные и техногенные катастрофы различных масштабов), войн, терроризма, агрессивного поведения людей и т. д. В этих условиях одной из незащищенных групп населения становятся дети дошкольного возраста.

Хотя вопросы привития санитарно-гигиенических навыков маленьким детям, вместе с тем и воспитания безопасного поведения стали рассматриваться в русской педагогической науке в XIX веке, в разные годы внимание к вопросам безопасности детей дошкольного возраста то усиливалось, то уменьшалось.

Появление школьного предмета по гигиене в 20-е годы ХХ в. свидетельствует о внимании к вопросам охраны жизни и здоровья детей в молодой советской стране.

В проекте «Программы работы дошкольных учреждений (по видам деятельности)» 1932 года впервые был определен объем данных умений в каждой возрастной группе детей дошкольного возраста.

Основное внимание в вопросах охраны здоровья детей уделялось соблюдению правил дорожного движения. К вопросам формирования санитарно-гигиенических навыков и предупреждения несчастных случаев на дороге в дошкольных учреждениях до 60–80-х годов ХХ века в основном привлекались работники здравоохранения и правоохранительных органов.

Таким образом, по мнению исследователей, в нормативно-правовых документах дошкольного образования 60–80-х годов прошлого века вопросы обеспечения безопасности не получили должного отражения, а вопросы психоэмоционального состояния, психологического комфорта детей вовсе не рассматривались.

Введение в 1991 г. в учебные планы общеобразовательных учреждений Российской Федерации нового обязательного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» обратило внимание педагогической общественности на вопросы безопасности в системе общего образования, в том числе, и в дошкольных образовательных учреждениях.

Изучение предмета основывается на основных положениях Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «Об образовании», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», «Об экологической безопасности» и др., а также других федеральных и региональных законодательных нормативно-правовых актов.

Например, на территории Республики Саха (Якутия) функционирование кочевых групп дошкольных образовательных учреждений поддерживают:

  • Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании в Республике Саха (Якутия)»;
  • Закон Республики Саха (Якутия) «О кочевых школах в Республике Саха (Якутия)»;
  • Концепция системы кочевых образовательных учреждений Республики Саха (Якутия);
  • Государственная программа развития образования Республики Саха (Якутия);
  • комплексная программа «Инновационное развитие дошкольного образования Республики Саха (Якутия)»;
  • постановление Правительства Республики Саха (Якутия) «О порядке предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам в целях софинансирования мероприятий, направленных на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста»;
  • постановление Правительства Республики Саха (Якутия) «О реализации проекта «Партнерство дошкольных образовательных организаций и субъектов малого и среднего предпринимательства».

Принятая в 2018 году Концепция преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» дала более широкое толкование понятия «культурный человек» характеристикой безопасного поведения и действий личности на базовом уровне культуры безопасности человека: умении распознавать и избегать опасных ситуаций, конфликтов, умении вести себя в обществе, во время чрезвычайных ситуаций (стихийных, техногенных и др.).

Воспитание человека, следящего за своим здоровьем и безопасностью, требует формирования в ребенке определенных качеств, в том числе и волевых, с дошкольного возраста.

Согласно данной Концепции в образовательных организациях Российской Федерации «образовательные программы на уровне дошкольного образования при непосредственном участии семьи должны обеспечивать:

  • понимание взаимозависимости счастливого детства и безопасного личного поведения в быту, социуме, на природе;
  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и усвоение простейших правил безопасного индивидуального поведения».

Изучение курса основ безопасности жизнедеятельности в дошкольных образовательных учреждениях происходит в рамках ФГОС дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», которое включает в себя формирование основ безопасного поведения (в быту, социуме и природе).

Образовательная среда детского образовательного учреждения гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает эмоциональное благополучие детей, создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Культура безопасного поведения дошкольников состоит из 3 составляющих:

  • информационная – знания о безопасном поведении в опасной ситуации, предупреждение опасности;
  • поведенческая – умение действовать в опасной ситуации, уклонение от опасности;
  • эмоционально-волевая – преодоление опасности, осознанное реагирование на опасную ситуацию.

Исходя из этого, исследователи трактуют безопасное поведение детей «как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.

С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности:

  • знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
  • умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
  • отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности)».

В «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» говорится об «единстве образовательного пространства на территории Российской Федерации, защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства».

Гуманизация и демократизация системы образования Российской Федерации коснулась также и образования коренных малочисленных народов.

Поиски новых подходов к организации образования привели к появлению самых разных вариативных форм образовательных организаций ориентированных «на обеспечение равных возможностей для полноценного развития детей, вне зависимости от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса. Вариативность современного образования дает возможность реализовать право детей на всеобщее образование с учётом образа жизни родителей – организовать дошкольное образование в кочевых условиях.

Наряду с обеспечением «равных» условий получения дошкольного образования, современный подход предполагает поддержку разнообразия детства; сохранение его уникальности и самоценности как важного этапа в общем развитии человека, а также учитывает социальную и экономическую неоднородность регионов при определении ее содержания.

Таким образом, речь идет признании ценности опыта воспитания, накопленного кочевыми народами в течение веков, достойных применения в практике образования и воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.

У.А. Винокурова считает, что организация учебно-воспитательного процесса в условиях кочевья должна осуществляться в реальном пространстве среды обитания северных народов, в естественных природных условиях. Поэтому она считает, календарный план деятельности кочевой группы школы-детского сада должна подчиняться ритму природы (например, учет долгой полярной ночи) и традиционного хозяйствования.

По мнению исследователя, «кочевая группа школы-детского сада должна стать звеном единой цепи функционирования всей общины в конкретных природно-климатических условиях».

Воспитание детей в родительской семье в условиях кочевья хотя бы до определенного возраста (или класса) способствует сохранению и трансляции традиционной культуры, языка, мировоззрения. Все это вкупе дает возможность сохранить особенный уклад жизни, связанный со способом хозяйствования, что способствует сохранению семей кочевых народов, а следовательно, и самого народа.

Количество дошкольных образовательных учреждений в регионах традиционного обитания кочевых народов Севера, Сибири, Дальнего Востока невелико, постоянно меняется, зависит от количества детей в кочующих семьях. Данные о количестве кочевых групп разнятся в различных источниках. Сбор данных по содержанию образовательного процесса представляется достаточно сложным из-за отсутствия устойчивой связи, из-за недоступности и дальности маршрутов передвижения и т. д.

Интересно
Слабым местом кочевого образования является отсутствие и недостаточность нормативно-правового сопровождения кочевого образования. Тем не менее, современные реалии дают возможность решать вопросы дошкольного образования в кочевых условиях.

В регионах к вопросу организации кочевых дошкольных групп подходят по-разному. В Республике Саха (Якутия) упор делается на то, что после кочевой группы ДОУ ребенок продолжает учиться в начальной школе, кочуя вместе с родителями.

Цель данного подхода – сохранение традиционной культуры народа, языка, способов хозяйствования. В Ямало-Ненецком автономном округе упор делается на подготовку детей к школе, обучению русскому языку, так как дальнейшее обучение в школе-интернате ведется на русском языке.

Естественно, что как организация, так и содержание образования по основам безопасности жизнедеятельности в условиях кочевья имеет свои особенности.

К этим особенностям кочевых дошкольных групп можно отнести их малочисленность и подвижность количества детей в группе, разновозрастность детей, нехватку воспитателей, также отсутствие педагогического образования у части воспитателей, невысокий образовательный уровень родителей, сильную загруженность родителей хозяйственными делами, автономность функционирования общины, оторванность от других населенных пунктов, отсутствие стабильной связи и других благ цивилизации, экстремальные природно-климатические условия, в которых происходит кочевье.

Дошкольные кочевые группы даже в одном регионе отличаются друг от друга. Известно, что функционируют группы кратковременного пребывания ребенка, есть группы на один сезон, есть группы, работающие в течение годов, месяцев. Поэтому автоматическое сведение к общему знаменателю проблемы кочующих семей, живущих на территории Севера, Сибири, Дальнего Востока тоже нельзя. Нельзя отрицать отличия климатических, ландшафтных условий, культурные, мировоззренческие особенности у кочевых народов.

Наряду с вышеуказанными причинами есть и факторы, положительно влияющие на деятельность кочевых групп: естественная природная среда обитания народа, поддерживающая традиционные формы хозяйствования; полноценное участие обоих родителей в воспитании.

Совместное проживание детей с родителями позитивно влияет на психоэмоциональное состояние не только детей, но и самих родителей, на семейную атмосферу, что способствует сохранению семей кочевых народов.

«Традиционно в семьях кочевников дошкольное образование осуществлялось в общине и имело неформальный характер. Воспитанием ребенка, рожденного в кочевой семье, занимались не только родители, но и все остальные члены общины».

Малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, ведущие кочевой образ жизни, в течение веков выработали умения и навыки безопасного поведения в сложных условиях кочевья.

Чаще всего формирование навыков безопасного поведения детей происходит при совместной деятельности с родителями, когда навыки безопасного поведения формируются во время выполнения определенных действий. Например, известно, что дети, живущие в условиях кочевья, хорошо ориентируются в окружающем пространстве. Данный навык, как и отличное зрение, глазомер, формируется в естественной природной среде обитания народа при традиционном способе хозяйствования.

Содержание основ безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста, кочующих с родителями, должно быть направлено на формирование основ безопасности жизнедеятельности через решение таких образовательных задач, как:

  • формирование представлений о способах безопасного поведения в быту (бытовые источники опасности в чуме), в стойбище (источники опасности на территории стойбища вне помещения (чума, яранги), на природе недалеко от стойбища (тайга, тундра, водоемы, природно-климатические. стихийные явления), во время передвижения по тайге или тундре (опасность в условиях кочевья);
  • формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
  • ознакомление детей с правилами безопасного для человека и окружающей природы поведения;
  • воспитание чувства доверия, уважения к членам кочевого сообщества, коллективизма и взаимопомощи.

Содержание образования по основам безопасности жизнедеятельности должно быть максимально приближено к окружающим ребенка реалиям. Поэтому наличие специально разработанных для кочевых групп программ по основам безопасности жизнедеятельности, методических и иных пособий для детей и воспитателей облегчит труд педагогов, работающих в условиях кочевья.

Цели и задачи, стоящие перед дошкольной кочевой группой, реализуются на принципах системности и последовательности, доступности (учета возрастных особенностей детей), включения в естественную для ребенка игровую, познавательную деятельность, наглядности.

В условиях кочевья обучение детей основам безопасности жизнедеятельности может происходить во время занятий с воспитателем дошкольной группы, также в семье. Поэтому важно воспитателю дошкольной кочевой группы работать в тесной взаимосвязи с родителями детей.

Необходимость изучения народной педагогики, имеющей бесценный опыт формирования безопасного поведения кочующих с родителями детей в экстремальных природно климатических условиях Севера, так как даже самые обыденные ситуации могут таить в себе опасность в условиях кочевья, очевидна. В копилке народной педагогики коренных народов много методов, приемов воспитания безопасного личного поведения в самых разных ситуациях. Многие из них забыты. Бесценный опыт кочевых народов по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности еще не описан.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)