Воспитание патриотических ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание патриотических начал у детей старшего дошкольного возраста – одна из главных задач отечественной педагогики.

Необходимо выстроить педагогический процесс таким образом, чтобы сформировать чувство любви к родной земле, воспитать такие черты характера, которые помогут ребенку стать человеком – гражданином своей страны. Как было сказано выше, любовь к Родине у дошкольников зарождается в семье. Тот микроклимат – любви, заботы, внимания, который выстроили родители по отношению к своему ребенку, – позволяет говорить и о дальнейшей любви детей к своей Отчизне.

В наше время проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста – важное направление государственной политики Российской Федерации.

Формирование представлений о малой родине у детей является одним из элементов патриотизма, который включён в идеологию, в программы и содержание образования человека XXI века.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет цель патриотического воспитания: создание благоприятных условий для патриотического воспитания, обеспечение положительной социализации дошкольника, его всестороннего развития, учитывая при этом возраст и присущие ему виды деятельности.

Существенное влияние на развитие патриотической темы в российской педагогике оказала научно-практическая деятельность К.Д. Ушинского

Идея формирования гражданственности и патриотизма пронизывает все педагогическое творчество замечательного педагога В.А. Сухомлинского, который рассматривает идеи патриотизма «в неразрывном единстве с духовным становлением личности». Разработанная им система патриотического воспитания представляет большую значимость и сегодня.

Вопросы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении освещены в трудах Г.Х. Валеевой, Н.А. Ивашкиной, Т.М. Масловой и др. Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова рекомендовали приобщать детей к познанию ими Родины – России.

Старший дошкольник должен знать историческое прошлое своей страны, которое пробуждает интерес к Родине и закладывает начало патриотических чувств. Поэтому важно рассказать о годах великой отечественной войны, о дедах и прадедах, которые защищали нашу страну, об их великих подвигах.

Интересно
Чтобы воспитать у детей уверенность в себе и чувство собственного достоинства, надо, прежде всего, воспитать уважение к истории своего Отечества. Со времён возникновения государства Российского любовь к Родине и чувство патриотизма были чертой национального характера.

В последнее время меняются ценности общества и происходит утрата традиционного патриотического сознания. Поэтому уже в дошкольном возрасте нужно сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, сформировать чувство гордости за принадлежность к России, воспитать интерес к изучению истории страны в будущем.

Особое внимание остановим на акции «Бессмертный полк». Она гармонично соединяет в себе потенциал зарождающегося у старшего дошкольника познавательного интереса и тесного взаимодействия сада и семьи в аспекте патриотического воспитания.

Целью данной акции является сохранение личной памяти о поколении времён Великой Отечественной войны. Для участия в ней требуется подготовка: необходимо найти данные о родственниках и близких людях, которые так или иначе связаны с военными действиями того времени: являлись солдатами ВОВ, тружениками тыла, жителями осаждённого города или же детьми военного времени.

Тесная работа с родными, с семейными архивами не может не возбудить познавательного интереса у старших дошкольников, что является одним из основных условий для эффективного патриотического воспитания.

Семейные истории, военные фотографии родственников, предметы военного или тылового быта того времени, детали обмундирования и др. не могут оставить равнодушными воспитанников. А ведь именно проявление искренней заинтересованности в судьбе своего родственника, открытие новых и, возможно, неизвестных ранее фактов и подробностей жизни близкого по крови человека является основой осознанного, эмоционального отношения к такой важной вехе в истории нашей страны, как Великая Отечественная война.

Через это чувство у старшего дошкольника рождается ощущение причастности к Победе, гордости за героизм и мужество своего родственника и своего народа в целом.

По мнению М.Б. Зацепиной, работу по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить через организацию праздников и развлечений, таким образом, знакомить детей с истоками истории Руси с ее главными военными героями богатырями.

В детском саду, по ее мнению, можно проводить такие праздники и развлечения, как «Богатырские забавы», «Богатыри земли Русской», «Александр Невский – душа России» и т. д. Необходимо рассказывать сказки, былины, пословицы, поговорки, проводить с детьми беседы с использованием иллюстраций. Кроме того, особое внимание детей обращается на всенародные праздники: «День защитника Отечества», «День Победы», «23 февраля», «Русский флот». Таким образом воспитывается смелость, героизм, отвага, выносливость у подрастающего поколения.

Одна из главных задач, которая встает перед педагогами, – создание условий для обеспечения эмоционального комфорта детей

Воспитателям следует с уважением относиться к каждому ребенку, способствовать развитию их достоинства с помощью игр, занятий, праздников и т. д. Поддерживать право воспитанников на свою территорию, на собственность. Дать детям знания и представления о дошкольном учреждении: умение ориентироваться в здании детского сада, знания детей о сотрудниках, знание адреса и иметь представление о ближайших постройках.

Кроме того, необходимо создание условий для труда детей в дошкольном учреждении – участие в озеленении территории, убранстве здания к праздникам и т. д. При соблюдении данных условий можно надеяться и на привязанность детей к дошкольному учреждению.

Интересно
В совместной деятельности взрослого и ребенка важно использовать дидактические, сюжетно-ролевые игры, настольные, театрализованные и т. д., в результате которых, у детей формируются знания и навыки в соответствие с поставленными задачами программы.

Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия, воображаемые ситуации, развивающие игры, лабиринты и т. д. На основе краеведческого материала можно разработать игры, развивающие познавательную активность и знания детей о родном городе: «Дорога от дома до детского сада», «Путешествие по памятным местам»; «Разбитая карта»; «Пройди по селу» и т. д.

Также необходимо проводить беседы с детьми о быте семьи, семейных традициях, о животных, населяющих наш край. В познавательные рассказы важно включить исторические факты своего региона, которые составляются на основе краеведческой литературы.

Беседы следует проводить с использованием наглядных средств: показ фотографий, иллюстраций, презентаций. Рекомендуемые темы: «История возникновения города»; «По окрестностям села»; «О чем говорят названия улиц моего города»; «Архитектура города: его старая часть и новостройки»; «Памятники, достопримечательности моего города» и т. д.

Кроме того, важны исторические беседы о событиях из прошлого людей старшего поколения, живших в окрестностях, их примечательных делах. Для создания более конкретного образа можно организовать встречи с интересными людьми.

Выставки также являются эффективной формой патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Организация выставки – результат продуктивной или познавательно-исследовательской деятельности детей

Область детских интересов достаточно широка и может реализовываться в таких экспозициях, как «История моей семьи», «Как мои родные защищали Родину», «История моего имени», «История моей улицы (города)» и т.д. Подобные темы предполагают как сбор информации: предметов, фотографий, писем, так и активное вовлечение детей в чтение научно-познавательной литературы, участие в оформление экспозиций, альбомов и др. Это дает возможность сделать музей эффективным средством воспитания у детей интереса к прошлому своей семьи, Родины.

Необходимо учитывать региональный компонент в оформлении музейных экспозиций: особенности местных старинных предметов быта, оформление народного костюма, местные художественно-прикладные промыслы. Для Рязанского края – это михайловская вышивка и цветное кружево, скопинская керамика, сапожковская глиняная игрушка, кадомское филейное кружево.

Выставки часто являются результатом совместной работы ребенка и родителей. Для детей старшего дошкольного возраста можно организовать конкурсы: «Мой семейный герб», «Генеалогическое древо моей семьи», «Наш семейный отдых», «Вот моя малая родина». Участие ребенка в подобной работе способствует воспитанию интереса к истории своей семьи, содействует формированию гармоничных отношений в семье.

Приобщению к малой родине способствуют и проведение в ДОУ фестивалей и народных игр, знакомящих с бытом, трудом и обычаями людей. Так же предлагают проводить мероприятия, направленные на развитие патриотических чувств: «День защиты детей», «День Победы», «Встреча весны», «Новогодний утренник» и т. д.

Для закрепления полученных знаний о культуре и предметах народно-прикладного искусства на занятиях были организованы кружки по интересам: вышиванию, бисероплетению, декоративное рисование и т. д.

В решении задач патриотического воспитания часто применяется проектная деятельность как один из эффективных методов целостного подхода. Данная деятель развивает познавательную активность детей, формирует навыки сотрудничества, и охватывает все стороны педагогического воздействия. При реализации патриотического образования можно использовать такие проекты, как «Мой родной дом», «Известные жители города», «Традиции моего города», «Великая Победа» и т. д.

В процессе патриотического воспитания необходимо отдельно планировать работу с родителями. Интересная работа проводится по созданию генеалогическое древо «Моя семья» воспитанники с помощью фотографий родственников изобразили генеалогическое древо, выкладывая снимки по возрасту. Перечислили профессии родителей. С помощью изображений, рассказали о предметах старинного быта. Назвали пословицы о труде, семье, дружбе.

В ходе игры «Хозяйство семьи» дети обобщили знания об орудиях труда и предметах, необходимых в домашнем хозяйстве родителей.

Нами были подобраны и проведены: консультации: «Приобщение детей к народным традициям», «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу и краю», «Знакомим детей с природой родного края»; беседы: «Родительский дом – основа любви к Родине», «Семейные экскурсии по родному городу», «Красота родной природы»; рекомендации: «Как научить ребенка помогать родителям», «Семейные маршруты выходного дня»; советы: «Приобщаем детей к труду», «Как знакомить детей с памятными и историческими местами своей малой Родины».

В ходе данной организации роботы мы подчеркнули особую роль семьи в патриотическом воспитании и развитии ребенка. Рассказали о народных традициях как об одной из составных частей культурного наследия русского народа, которые открывают большие возможности для потенциала детей.

Таким образом, в дошкольном образовательном учреждении должна проводиться активная работа по ознакомлению дошкольников с историей малой родины. Данная деятельность проводится путём отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации образовательного процесса, соответствующих психологическим особенностям дошкольного возраста. Также происходит вовлечение в работу по нравственно-патриотическому воспитанию родителей и организации связей с общественностью.

Работа с родителями должна включать родительские собрания, консультации на разные темы (роль родителей в патриотическом воспитании детей, родительский дом – основа любви к малой родине и др.), беседы, советы (как провести с пользой выходной день, что и как рассказывать детям о семье, родном селе, как лучше организовать посещение краеведческого музея и др.).

Всё это позволяет реализовывать основную задачу – воспитание гражданина своего Отечества, формирование социально компетентной, активной, самостоятельной, интеллектуально развитой личности, уважающей свою культуру, традиции, любящей свою малую родину и своё Отечество.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)