Развитие понятия структуры

Понятие «структура» восходит к латинскому слову «struere», которое означает «строить» или «соединять».

Поначалу это слово использовалось прежде всего в архитектуре, но начиная с XVII столетия оно получает более широкое и обобщенное применение, и начинает встречаться также в анатомии и грамматике.

В XVIII веке понятие структуры стало сравнительно обычным в разных естественнонаучных дисциплинах, прежде всего в биологии.

Под «структурой» биологи понимали относительно стабильные отношения, которые господствуют между организмом как целым и его частями. Характер взаимодействия различных частей при жизнедеятельности организма назвали его «функциями».

‘”Английский социолог Герберт Спенсер (1820—1903), как и многие другие мыслители-обществоведы того времени, интересовался естественными науками, и в немалой степени — развитием биологии. Он ввел понятия «структура» и «функция» в свою социологическую теорию и подробно их рассмотрел в рамках своего большого труда «Принципы социологии».

Однако структурную общественную перспективу, в том смысле, что общество рассматривается как целое, где части идентифицируются и получают значение через свои отношения с целым, Спенсер не изобрел.

Такой взгляд представлен, например, у Огюста Конта (1798—1857) и Карла Маркса (1818— 1 8 8 3 )да и вообще структурная перспектива с самого начала доминировала в социологической традиции.

Когда Дюркгейму удалось утвердить социологию в качестве автономного академического предмета, структурная перспектива явилась удачным плацдармом для успешного наступления, при этом исходили из допущения, что в социальной жизни существует надиндивидуальный порядок, закономерности, которые нельзя объяснить, основываясь на понимании уникальных ндивидуальностей,
участвующих в ней, или существующего положения дел.

Для большинства социологов самоочевидно, что такие социальные институты, как языки, связанные с полом роли и личный вкус формируют отдельного человека и его сознание сильнее, чем он в свою очередь формирует их.

Социальное с успехом открывается в заведомо самом индивидуальном. Все, начиная с выбора профессии и спутника жизни до выбора между продолжением жизни или окончания счетов с ней, оказывается управляемым и формируемым социальными силами, которые действуют помимо сознания отдельных лиц.

С точки зрения структурной перспективы бесспорно, что наука выше бытового мышления. Действия отдельного человека создают рисунок, превосходящий его способность понимания и предвидения.

Но этот рисунок, структуру, можно раскрыть посредством отстраненного анализа, который выносит субъективное и индивидуальное за скобки.

Вера в существование надиндивидуальных программ и структур объединяет многих, но далеко не всех социологов.

Исторически противостояние структурному взгляду по большей части исходило из основывающихся на индивиде терминах, подобных «экономическому человеку», которые впервые были развиты шотландскими и английскими философами и экономистами, как то: Адам Смит (1723—1790), Иеремия Бентам (1748—1832) и Джон Стюарт Милль (1806—1873), и которые долго еще вдохновляли и психологов, и социологов.

Иная и научно-теоретически более радикальная критика исходила от представителей феноменологического направления.

И наоборот, критика индивидуалистских и утилитаристских объяснений социальных феноменов также являлась центральным мотивом для многих приверженцев структурной социологии, от Дюркгейма и Мосса до Парсонса и Леви-Стросса.

Те мыслительные картины, которые использовались для воплощения целостного взгляда на структуру, были различны. Ранние структурные построения часто были осязаемы и материальны.

И Конт, и Спенсер связывали свои представления об обществе с биологией, а тем самым с взглядом на общество как на живой организм.

Другой моделью, которая явно подействовала на Конта и Дюркгейма, была механическая картина жизни в физике Галилея и Ньютона.

Например, Конт собирался вначале назвать свои новые научно-общественные воззрения «социальной физикой», прежде чем он нашел термин «социология», а Дюркгейм постоянно, особенно в своих ранних трудах, прибегает к физическим аналогиям.

Позднее современные биология, систематизация и лингвистика предложили более утонченные структурные модели, которые делают возможными и более интересные размышления о функциях. Р

Решающими импульсами для развития теоретически и методологически радикального варианта структурной перспективы, того, что можно назвать «структурализмом», было развитие лингвистики.

В языкознании структурализм существовал как понятие с тридцатых годов нашего века, а начиная с пятидесятых он в течение нескольких десятилетий получил широкое распространение во многих академических дисциплинах.

Структуралистские теории существуют также в математике, биологии, психиатрии и литературоведении, так же как в психологии, социологии и социальной антропологии.

Даже в таких сильных, утвердившихся перспективах, как марксизм и психоанализ, развились структуралистские течения.

Общим для этой части структурной традиции является подверженность влиянию тех методов и того аппарата понятий, которые были разработаны в структурной лингвистике такими теоретиками как Фердинанд де Соссюр, Роман Якобсон и др.

Другой общей чертой является то, что «структуралистские» теории большей частью развивались во франкоязычном мире. Это в определенном смысле логично, поскольку первая фаза развития всего структурного направления протекала во французском регионе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)