Развитие понимания эмоций в среднем дошкольном возрасте

Дети 5-го года жизни, наряду с успешным опознанием эмоции радости, способны более точно дифференцировать по лицевой экспрессии отрицательные эмоции (гнев, печаль, страх), хотя и допускают в ряде случаев ошибки опознания, смешивая, например, внешнее выражение страха с гневом. В этом возрасте почти в 3 раза снижается количество дошкольников с низким уровнем распознавания эмоций, а возрастную норму понимания эмоций по лицевой экспрессии составляет успешное опознание и выделение детьми характерных мимических признаков 34 эмоций – радости, печали, гнева и / или страха.

При преимущественном внимании к изменениям экспрессии в области глаз:

  • радость – «глаза смеются, и рот широко раскрыт в улыбке»;
  • печаль – «из глаз льются слезы, он не улыбается»;
  • гнев – «глаза и рот злые»;
  • страх – «смотрит боязливо, и рот тоже испуганный».

Необходимое условие успешности опознания детьми эмоций – показ взрослым эмоций с помощью мимики и указание на соответствующие мимические изменения в трех зонах лица. Количество дошкольников, способных точно распознать отрицательные эмоции по экспрессивным схемам лица, существенно возрастает к 5 годам в связи с повышением внимания детей к значимой для опознания выражения гнева области бровей. Большинство 5-летних детей способны понять по схематическим изображениям лицевой экспрессии не только 4 базовые эмоции, но и нейтральное эмоциональное состояние. При опознании других эмоций, например отвращения и презрения, дошкольники допускают ошибки сходства, отождествляя мимические проявления презрения с радостью, отвращения с гневом.

Обратим внимание, что дети 4–5 лет гораздо более успешно опознают эмоции по схематическим изображениям лица (в силу большей обобщенности экспрессивных признаков эмоций), чем по фотографиям лиц людей с различными выражениями. В частности, процесс опознания отрицательных эмоций по фотографиям представляет сложность более чем для трети детей и сопровождается ошибками опознания (отождествление страха с гневом, печали с гневом, гнева с радостью).

Процесс восприятия детьми 4-5 лет эмоционального состояния изображенного человека также характеризуется рядом особенностей:

  • выражение эмоций радости и грусти дошкольники воспринимают поверхностно (диффузноаморфный тип восприятия);
  • при опознании страха и удивления дети не дают словесного обозначения эмоций, устанавливая соответствие выражения лица характеру конкретной ситуации (довербальный тип восприятия);
  • при опознании эмоции гнева дети способны выделить отдельный, часто единичный элемент экспрессии (диффузнолокальный тип восприятия).

Понимание ситуативных причин возникновения эмоций и влияния напоминания о событии как активатора эмоции. Дети 4–5 лет способны выделить причины возникновения базовых эмоций независимо от вида стимульного материала (схематические изображения эмоций или фотографии лиц людей). При этом они опираются на собственный опыт распознавания эмоций в различных ситуациях социального взаимодействия: радость – «ее кто-то смешит. Ей купили подарок, и она рада»; печаль – «его кто-то обидел…»; гнев – «наверное, его мама заругала»; страх – «…её напугали».

Эмоциональное состояние изображенного человека (радость, грусть, гнев, страх и удивление) также понимается детьми 4-5 лет в контексте конкретной ситуации. Большинство 5летних детей не испытывают затруднений в понимании роли напоминаний об эмоциях в возникновении актуального эмоционального состояния человека и определении причин возникновения эмоций радости, печали, гнева, страха и нейтрального эмоционального состояния по описанию ситуаций.

Понимание роли желаний и убеждений в возникновении эмоции, различий переживаемой эмоции и ее внешнего выражения. Понимание детьми обусловленности эмоциональных реакций людей их желаниями и убеждениями связано с усложнением на 5м году жизни концепции эмоций. Половина детей 5 лет могут осознать, что причиной возникновения отрицательного эмоционального состояния героя сюжетной картинки является несоответствие между его желанием и ожидаемым результатом, а более трети детей способны понять связь между убеждениями и эмоциями. Также 5-летние дошкольники могут объяснить, как видимость (экспрессивное поведение) может скрыть реальность (переживаемую эмоцию). Подобное несоответствие между внешним выражением и переживанием эмоции способны понять половина детей этого возраста.

Понимание смешанных или амбивалентных эмоций. Также как и младшие дошкольники, дети 4-5 лет испытывают затруднения в понимании противоречивой информации об эмоциях в случае несоответствия внешнего выражения эмоции и эмоциогенной ситуации и опираются только на один источник информации – ситуацию, в которой оказался персонаж, или выражение его лица.

Интересно
Исключение составляют случаи, когда мимика персонажа или изображенная ситуация соответствуют переживанию радости. Здесь дети 5го года жизни пытаются учесть оба источника информации и объяснить несоответствие посредством снятия противоречия: «Ему мишка не понравился, ну ничего, повредничает и будет потом радостный», – так дети объясняют злость мальчика в ответ на подаренную мамой игрушку. 5летние дошкольники применяют стратегию снятия противоречия уже во всех случаях, анализируя и ситуацию, и лицевую экспрессию изображенного персонажа.

Обратим внимание, что в этом возрасте детям еще сложно понять амбивалентные эмоции – внутренне противоречивое эмоциональное состояние человека, связанное с двойственным эмоциональным отношением к чему-либо или кому-либо. Только 15 % детей 5 лет способны осознать одновременность противоречивых эмоциональных реакций персонажа на одну и ту же ситуацию.

Понимание когнитивной регуляции эмоций. Дети 5 лет начинают понимать возможность контролировать мысли, для того чтобы контролировать эмоции. Пятая часть дошкольников указывают на возможность регуляции эмоции посредством когнитивного отвлечения («подумать о чемто еще, чтобы перестать чувствовать грусть»). Однако в целом в первой половине дошкольного возраста дети рассматривают эмоции вне когнитивного контроля.

Понимание социальных эмоций. Развитие понимания социальных эмоций в дошкольном детстве происходит довольно медленно, поскольку требует развития умения оценить взаимосвязь между размышлениями человека о социальной приемлемости его действий и возникающими у него эмоциями. Лишь пятая часть 5летних детей в состоянии оценить эмоциональное отношение персонажа к своему проступку и понять, что он расстроен из-за того, что не смог признаться в проступке.

Понимание собственных эмоциональных состояний. Модель психического детей 5го года жизни, то есть способность понимать собственные психические состояния и психические состояния других людей, характеризуется ситуативной зависимостью, поэтому причина возникновения конкретной эмоции (радость, печаль, страх, гнев) жестко закреплена за стандартными для каждой эмоции явлениями, предметами и ситуациями.

К 5 годам используемые детьми символы при изображении в рисунке собственных эмоций теряют жесткую привязку к определенной эмоции. О понимании детьми собственных эмоций свидетельствуют изображение адекватной лицевой экспрессии и эмоциогенной ситуации, наличие стремления рассказать о причине возникновения эмоций, описать собственное эмоциональное состояние.

Способность детей среднего дошкольного возраста адекватно и эмоционально насыщенно описать содержание собственных переживаний была выявлена и в нашем исследовании почти у четверти детей средней группы («Удивляюсь? Вот папа когда давно-давно привёз мне куклу, а она на табуретке сидела. Ооо! Я чуть не упала в обморок!»).

Также к наиболее важным тенденциям развития у детей 4–5 лет понимания собственных эмоций следует отнести:

  • выделение детьми в качестве основных причин возникновения собственных эмоций различных ситуаций взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в том числе фактов нарушения самим ребенком или другими людьми правил поведения и моральных норм (в связи с особой чувствительностью детей этого возраста к отношению взрослого к себе как к личности и зарождением морального сознания, способности понимать смысл обращенных к ребенку требований и соотносить их с поступками и действиями);
  • усложнение способности к анализу социальных причин возникновения эмоциональных состояний («Мне грустно, когда я один сижу дома, когда со мной не дружат ребята, когда мама заболеет»);
  • выделение детьми собственных действий как признака того или иного эмоционального состояния («Люблю ходить в борьбу. Меня это радует»);
  • осознание возможности контролировать собственные отрицательные эмоции («Грустно, когда мамы и папы дома нет, и я одна, но вот я не плачу… Я привыкла одна оставаться»);
  • соотнесение детьми собственных переживаний с различными ситуациями из произведений детской художественной литературы, мультфильмов, кинофильмов (в связи появлением на 5м году жизни способности сопереживать вымышленным персонажам);
  • уменьшение по сравнению с предыдущим возрастным этапом количества детей с низким уровнем понимания собственных эмоций, который характеризуется наличием затруднений в выделении связанных с эмоциями ситуаций, объектов и действий, недифференцированными представлениями о собственных переживаниях («Когда тебе весело?» – «Всегда»; «Когда тебе грустно?» – «Когда мне просто грустно» и т. п.).

Таким образом, к 4–5 годам повышается степень точности распознавания по лицевой экспрессии эмоций радости и печали, а также гнева и страха (при условии содержательной помощи). Более высокая точность опознания эмоций по схематическим изображениям объясняется большей степенью обобщенности признаков отображаемых эмоций. Опираясь на собственный жизненный опыт, дети этого возраста выделяют причины возникновения базовых эмоций, понимают возможность регуляции эмоций и их возникновения под влиянием мыслей и напоминаний о прошлых ситуациях. Собственные переживания детей 4–5 лет тесно связаны со сферой их социальных контактов.

На 5-м году жизни усложняется основанная на желаниях концепция эмоций, поэтому некоторые дети этого возраста начинают понимать обусловленность эмоциональных реакций людей их желаниями и убеждениями, а также различия переживаемой эмоции и ее внешнего выражения. Как и в младшем дошкольном возрасте, дети 4–5 лет рассматривают эмоции вне когнитивного контроля и испытывают трудности в понимании амбивалентных и социальных эмоций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)