Понимание эмоций по лицевой экспрессии
Дети 3-4 лет способны распознать по схематичным выражениям лица эмоции радости, гнева, печали, страха (в порядке убывания количества детей, успешно определивших эти эмоции). Следует принимать во внимание, что в этом возрасте дети лучше отличают эмоцию радости от внешнего выражения эмоций отрицательной модальности, при опознании которых они допускают ошибки и используют общее определение «плохой».
Это связано с тем, что представления младших дошкольников об отрицательных эмоциях имеют нечеткие границы, поэтому детям легче дифференцировать эмоции на приятные и неприятные. Такими же особенностями отличается процесс распознавания детьми эмоций по фотографиям лиц людей с разными эмоциональными выражениями и репродукциям картин, где эмоции изображенных людей передаются либо мимикой и жестами, либо через взаимоотношения персонажей друг с другом или их отношение к окружающим предметам.
При опознании эмоций изображенных на картинах людей младшим дошкольникам легче понять эмоции по мимике персонажей, чем по телесной экспрессии или характеру их взаимоотношений. Для детей 4 лет наиболее значимыми экспрессивными признаками графических изображений эмоций радости и грусти являются мимические изменения в нижней части лица, тогда как при опознании эмоций страха и гнева дети ориентируются на характерные мимические изменения в области бровей и лба. Также дети этого возраста способны понять базовые эмоции – счастье, печаль и гнев – по совокупности мимических (выражение лица) и речевых (интонация голоса) средств экспрессии независимо от канала презентации.
По данным проведенного нами исследования, более половины младших дошкольников имеют низкий уровень понимания эмоций по схематическим изображениям лицевой экспрессии:
- они могут опознать эмоцию радости и одну из отрицательных эмоций (гнев или печаль), а также назвать отдельные мимические признаки 1–2 эмоций при условии пояснения, показа способов действий и выполнения совместных действий со взрослым, однако в целом воспринимают выражение эмоций поверхностно («он смеётся», «веселится»), высказывают оценочные суждения («добрый», «хороший») или дают недифференцированный ответ («злой», «он на всех сердится…»);
- дети допускают ошибки опознания, смешивая внешнее выражение отрицательных эмоций, при этом наибольшие затруднения вызывает идентификация эмоции страха, графическое изображение которой понимается только в контексте конкретной ситуации.
Возрастной норме понимания эмоций по экспрессивным схемам лица детьми 3–4 лет соответствует адекватное опознание и выделение экспрессивных признаков эмоций (радость – «улыбается», гнев – «у него брови злые и лицо», печаль – «у него ротик грустный…», страх – «у него рот дрожит») при условии содержательной помощи взрослого, который обращает внимание детей на отдельные мимические признаки эмоций, демонстрирует ту или иную эмоцию с помощью мимики.
- Содержание и методы педагогического сопровождения ребенка в процессе развития у него понимания и вербализации эмоций
- Методы и приемы развития понимания эмоций у детей дошкольного возраста
- Методический подход к развитию у дошкольников понимания эмоций в современных парциальных программах эмоционального развития детей
- Диагностика развития эмпатии старших дошкольников
- Изменения в развитии понимания эмоций в старшем дошкольном возрасте
- Развитие понимания эмоций в среднем дошкольном возрасте
- Понимание собственных эмоциональных состояний
- Понимание регуляции эмоций
- Понимание влияния напоминания о событии как активатора эмоции
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу