Изменения в развитии понимания эмоций в старшем дошкольном возрасте

Понимание эмоций по лицевой экспрессии. В возрасте 5–7 лет увеличивается диапазон понимаемых детьми эмоций по лицевой экспрессии и в 3 раза увеличивается количество детей с высоким уровнем восприятия схематичных изображений базовых эмоций по комплексу экспрессивных признаков (глаза, рот, брови). Наряду с опознанием эмоций радости, печали, страха и гнева, дошкольники способны понять по экспрессивным схемам лица такие сложные эмоции, как гордость и недовольство, отвращение и презрение (более трети детей), нейтральное эмоциональное состояние.

Интересно
При конструировании экспрессивных схем лица дети этого возраста успешно воссоздают с помощью подвижных элементов (брови, морщинки возле бровей, глаза, носогубные складки, рот) эталоны лицевой экспрессии радости, печали и спокойного состояния, тогда как сконструированные ими образы лицевой экспрессии гнева и страха являются менее точными. Наибольшие затруднения дети 6 лет испытывают в опознании по схеме лица эмоций удивления, презрения и отвращения.

Старшим дошкольникам, также как и детям 4–5 лет, легче понять базовые эмоции по схематическим изображениям, чем по фотографиям лиц детей, мужчин и женщин с разными эмоциональными выражениями, при предъявлении которых количество детей с высоким уровнем понимания эмоций снижается в 2 раза по сравнению с количеством детей, успешно опознающих эти эмоции по пиктограммам.

Дети 5–7 лет успешно распознают по фотографиям лиц людей эмоции радости, злости, грусти и спокойствия, менее успешно дифференцируют эмоции удивления и страха, допуская ошибку сходства, и имеют низкие показатели успешности опознания эмоций презрения и отвращения, отождествляя выражение презрения с радостью, отвращения со злостью, вероятно, в связи с меньшим опытом распознавания данных эмоций в жизненных ситуациях. Обратим внимание, что при соотнесении фотографий и схематических изображений лицевой экспрессии дети используют в качестве эталона схемы лица.

Следует учитывать, что адекватность оценки лицевой экспрессии по фотографиям в определенной степени может зависеть от пола, возраста изображаемого человека, интенсивности выражаемой эмоции, хотя имеющиеся данные на этот счет достаточно противоречивы и свидетельствуют либо о более адекватной идентификации детьми лицевой экспрессии мужчин по сравнению с менее фиксированной экспрессией женщин, либо наоборот, об успешном опознании лицевой экспрессии женщин, которые демонстрируют эмоции с более высокой частотой, поэтому дети приобретают разнообразный опыт восприятия эмоциональных проявлений именно женского лица.

При опознании детьми 6–7 лет эмоций радости, грусти и гнева изображенного человека ведущими становятся аналитический, синтетический и аналитико-синтетический типы восприятия экспрессии, тогда как опознание страха и удивления по-прежнему осуществляется детьми по довербальному типу. Старшие дошкольники способны понять эмоциональное содержание картин, которое выражается не только в экспрессивном облике персонажей, но и в сфере их взаимоотношений друг с другом или в отношении к окружающим предметам.

Не следует забывать, что успешность понимания детьми эмоционального состояния изображенного человека зависит не только от их возраста, но и от модальности воспринимаемой эмоции, от сформированности эталонов выражений эмоций и степени владения их словесными обозначениями, от содержания и характера изображения, а также от имеющихся знаний и опыта распознавания эмоций, накопленных в процессе жизни и общения: «…сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, испытывая и радость, и восторг, и обиду, и горе, человек учится распознавать схожие состояния у других, сопоставлять причины переживаний и их результаты».

В целом возрастной норме понимания эмоций по лицевой экспрессии детьми 5–7 лет соответствует самостоятельное определение по схеме лица 4 основных эмоций (радость, печаль, гнев, страх) и опознание с содержательной помощью 2 дополнительных модальностей (отвращение, презрение).

Возрастную норму понимания детьми эмоций по фотографиям лиц людей составляет опознание 4–6 эмоций и выделение соответствующих мимических изменений в 3 зонах лица при использовании содержательной помощи. Понимание ситуативных причин возникновения эмоций и влияния напоминания о событии как активатора эмоции. Дошкольники 5–6 лет в ходе рассматривания фотографий лиц детей и взрослых в ряде случаев могут высказать предположения о причинах возникновения эмоций радости, печали, гнева, страха, отвращения и презрения (радость – «чего-то мама купила, может, красивое, о чем она мечтала давно»; печаль – «…наверное, ей грустно, потому что никто не приходит»; гнев – «…может быть, у них сломали игрушку или кто-то их толкнул и дразнит»; отвращение – «…наверное, она не хочет есть кашу, потому что она ее не любит, ей неприятно»; и т. п.).

Интересно
Все дети 6 лет успешно понимают эмоции по ситуациям, характерным для переживания радости, печали, страха и гнева. При прослушивании историй различного эмоционального содержания и соотнесении их с фотографиями лиц людей дети 5–7 лет могут понять по ситуациям следующий ряд эмоций (по убыванию): радость, злость, грусть, удивление, спокойствие, страх.

Пятая часть 6летних дошкольников могут истолковывать эмоциональное состояние изображенного человека: проанализировать экспрессию, домыслить соответствующую ситуацию возникновения эмоции, высказать суждения от лица человека и проявить к нему эмоциональное отношение. Также дети этого возраста учатся интерпретировать эмоции в зависимости от статуса целей человека: достигнуты ли цели, нарушены ли они, находятся под угрозой или потеряны. Они прогнозируют возникновение гнева у главного героя истории, когда полагают, что он может изменить нежелательные ситуации и восстановить собственные цели, и наоборот, предсказывают, что герой будет расстроен, если восстановление цели невозможно.

Понимание детьми 5–6 лет ситуативных причин возникновения эмоциональных состояний (радость, печаль, страх, злость, удивление, самодовольство) обнаруживается особенно ярко в ходе беседы о героях мультфильмов и сказок, где дети демонстрируют умение сделать вывод об эмоциональном состоянии персонажа, ориентируясь на конкретную ситуацию, например: «Мальвина испугалась. Этот… потому что она его – Буратино – заперла на чердаке, а он сбежал через окно открытое». Для детей 7 лет понимание причин возникновения базовых эмоций и нейтрального состояния не представляет трудностей, так же как и понимание роли напоминаний об эмоциях в возникновении актуального эмоционального состояния человека.

Понимание роли желаний и убеждений в возникновении эмоции, различий переживаемой эмоции и ее внешнего выражения. 3/4 детей 7 лет понимают, что характер возникающей у человека эмоции определяется соотношением между желанием и ожидаемым результатом. Наряду с пониманием зависимости эмоциональных реакций людей от их желаний, почти все дети 7 лет демонстрируют понимание связи между убеждениями и эмоциями, в частности понимание обусловленности эмоциональной реакции на ситуацию ложными убеждениями.

К 7 годам происходят существенные изменения в понимании детьми различий переживаемой эмоции и ее внешнего выражения. В этом возрасте почти 2/3 детей способны понять возможное несоответствие собственного или чужого внутреннего эмоционального состояния и экспрессивного поведения. Кроме этого, старшие дошкольники способны объяснить мотивы маскировки людьми эмоций: это избегание негативных последствий или стремление к позитивным ситуативным последствиям, защита собственного достоинства (стремление скрыть страх из-за опасения выглядеть трусом и т. п.), поддержание или улучшение межличностных отношений и забота о благополучии других людей, а также соблюдение принятых в обществе норм и правил культурного отображения эмоций, требующих, например, демонстрировать улыбку при получении подарка, в том числе нежеланного.

Понимание смешанных или амбивалентных эмоций. 6-летние дети способны понять амбивалентность эмоциональных компонентов, то есть рассогласование лицевой экспрессии персонажа и ситуации, о чем свидетельствует ярко выраженное недоумение детей и использование своеобразной формулы «должно быть» («Он должен бояться и убегать, а у него лицо злое»).

К 7 годам дошкольники начинают осознавать способность человека воспринимать ситуацию с разных позиций и испытывать амбивалентные чувства последовательно или одновременно. При этом дети указывают либо на существование двух чувств, возникающих одно за другим («Сначала обрадовался, потом обиделся»), либо на одновременное существование двух чувств, относящихся к разным объектам («Он огорчен, что разбил коленку, а радуется, что велосипед не сломался»).

Обратим внимание, что полное понимание амбивалентности эмоций достигается только к 10–11 годам, когда дети становятся способны координировать множество атрибутов ситуации с измерением эмоциональной валентности. Понимание регуляции эмоций. Дошкольники 5–6,5 лет, наряду с осведомленностью о разных стратегиях регуляции отрицательных эмоций (сохранение цели, замена цели, потеря цели, поиск эмоциональной поддержки и др.), осознают взаимосвязь целей, мыслей и эмоций и возможность изменения эмоционального состояния человека в результате изменения его целей и мыслей (метакогнитивная регуляция эмоций).

В частности, дети старшего дошкольного возраста осознают возможность регуляции человеком отрицательных эмоций посредством стратегии изменения мыслей (забывание, изменение психического состояния посредством сна или мечтаний, положительная переоценка, умение представить, что все по-другому) и стратегии изменения целей (умение находить приятное в негативном исходе ситуации или другой удовлетворяющий человека выход, отказ от первоначально желанного результата). Также дети этого возраста ссылаются на собственный опыт преодоления грусти посредством изменения целей («я придумываю себе игру или какое-нибудь занятие, и становится повеселей») и опыт преодоления страха посредством изменения мыслей («я думаю о хороших зайчиках… и поэтому мне не так сильно страшно»).

Интересно
К концу дошкольного детства дети становятся способны дифференцировать «лучшие» и «худшие» стратегии регуляции отрицательных эмоций. К социально эффективным стратегиям преодоления эмоций стыда, гнева и страха дети 6–8 лет относят стратегию решения проблем, наилучшей стратегией регуляции грусти и страха считают поиск поддержки, а дистанцирование рассматривают как способ регуляции обиды.

Неэффективной стратегией регуляции эмоций дети считают агрессивные экстернализированные копингреакции (высвобождение отрицательных эмоций). Обратим внимание, что дети 5–7 лет, осведомленные о стратегиях регуляции отрицательных эмоций, лучше контролируют эмоции в условиях социального взаимодействия и индивидуальной деятельности. Дети с низким уровнем регуляции эмоций реагируют в соответствии с непосредственными эмоциональными побуждениями, используя стратегию вентиляции, пытаются переключить внимание и, реже, подавить негативные эмоциональные проявления или обратиться за эмоциональной поддержкой.

Дошкольники, у которых уровень произвольной регуляции эмоций соответствует возрастной норме, используют не только поведенческие стратегии регуляции эмоций, но и имеют опыт применения стратегии поиска эмоциональной поддержки и метакогнитивной стратегии изменения цели для ослабления грусти. Наконец, старшие дошкольники с высоким уровнем регуляции эмоций, несмотря на стремление непосредственно выразить негативные эмоции (преимущественно при переживании грусти), активно используют метакогнитивные стратегии изменения целей и мыслей для регуляции эмоций грусти и страха, а также стратегии модуляции эмоциональной реакции, переключения на другую деятельность, выбора эмоциональной ситуации и поиска эмоциональной поддержки.

Понимание социальных эмоций. Детям 5–7 лет еще сложно осознать влияние размышлений человека о поступке или проступке на его актуальное эмоциональное состояние, так как для этого требуется скоординированное понимание психических и эмоциональных состояний, а также осознание способности человека понимать и принимать оценку собственных поступков с точки зрения их соответствия нравственным нормам. Старшие дошкольники чаще сообщают о переживании базовых эмоций и не всегда ссылаются на социальные эмоции – гордость, вину или стыд – в ситуациях успеха, неудачи или нарушения. К 7 годам данный компонент понимания эмоций сформирован только у трети детей.

Понимание собственных эмоциональных состояний. К 6 годам дети понимают, что эмоция – это внутреннее состояние человека, его внутренний опыт, который может быть выражен внешне через мимику. Они могут адекватно дифференцировать собственные переживания и привести примеры, когда они радовались, грустили и т. п. 3/4 детей 6–7го года жизни адекватно понимают собственные эмоциональные состояния радости, печали, гнева, страха и, частично, удивления, то есть способны осознать связи между эмоциональными состояниями различной модальности, вызвавшими их факторами и действиями, к которым они побуждают.

Интересно
Понимание детьми собственных эмоций осуществляется в контексте различных ситуаций социального взаимодействия, где одаривание, общение с родителями и совместная деятельность со сверстниками становятся для детей источником радости; неожиданные действия окружающих вызывают удивление, а отсутствие социальных контактов или неудовлетворенность их содержанием, нарушение правил поведения, агрессия со стороны, неодобрение действий ребенка взрослыми, наказание и запрет приводят к возникновению отрицательных переживаний (печаль, гнев).

Поясним, что ситуации и объекты, вызывающие чувство страха, отражают возрастные страхи детей 5–7 лет: боязнь страшных сновидений, некоторых животных, нападения, темноты. Обратим внимание, что старшие дошкольники способны осознать эмоции через призму собственных действий и внутренних переживаний («Мне грустно, когда я скучаю, когда нужно делать задание, которое я уже делал. Это совсем не интересно, поэтому я начинаю грустить…»).

Говоря словами Л. С. Выготского, к 7 годам «…мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит “я радуюсь”, “я огорчен”, “я сердит” ‹…›, т. е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях».

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте повышается точность распознавания детьми по лицевой экспрессии эмоций основных (радость, печаль, гнев, страх) и дополнительных модальностей (гордость, недовольство, спокойствие, отвращение, презрение, удивление). Это свидетельствует о том, что эмоциональное состояние человека становится для дошкольников значимым объектом познания и побуждает их к поиску и анализу причин его возникновения.

Также как и в среднем дошкольном возрасте, более высокая точность опознания детьми эмоций по схематическим изображениям в сравнении с фотографиями лиц людей объясняется большей степенью обобщенности экспрессивных признаков эмоций. Развитие понимания эмоциональных состояний других людей по лицевой экспрессии и ситуациям их возникновения осуществляется во взаимосвязи с повышением степени осознания детьми 5–7 лет собственных эмоциональных состояний.

К 7 годам дети осознают влияние желаний и убеждений на возникновение эмоций, понимают различия реальных и видимых эмоций; у них формируются представления о социально желательных и адаптивных стратегиях регуляции отрицательных эмоций, в том числе о стратегиях метакогнитивного регулирования эмоций. Вместе с тем интерпретация амбивалентных и социальных эмоций представляет для старших дошкольников трудность, поскольку осознание влияния рефлексии на возникновение эмоций развивается за пределами дошкольного детства в период с 9 до 11 лет.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)