Понимание собственных эмоциональных состояний
Представления 3-летних детей о собственных эмоциональных состояниях охватывают прошлое, настоящее и будущее:
- дети спонтанно рассказывают о собственных переживаниях и интерпретируют их с точки зрения направленности на что-то или на кого-то;
- могут составить элементарные рассказы о собственных эмоциях и указать в качестве причины их возникновения нахождение рядом с родителями (радость), ситуации потери (печаль), сказочных персонажей (страх).
Мы установили, что 2/3 детей 3 лет способны осознать зависимость причины возникновения собственных эмоциональных состояний от их модальности и частично определить последствия эмоционального реагирования, то есть характерные для конкретной эмоции действия (радость – «улыбаюсь», «играю», злость – «ногами топаю» и т. п.). Состояние удовольствия дети связывают с удовлетворением биологических и социальных потребностей, в частности со вкусовыми предпочтениями, присутствием мамы, совместной игрой со сверстниками, а также с погодными условиями и собственными действиями. Напротив, неудовольствие чаще связано с ухудшением погоды и нелюбимой пищей.
Источники детских страхов весьма разнообразны: это природные явления, разлука с матерью, агрессия со стороны, боязнь одиночества, темноты и замкнутого пространства. Причины возникновения у малышей эмоций радости, грусти и злости носят социальный характер и связаны в первую очередь с ситуациями общения с родителями, особенно с мамой, с одобрением родителями действий ребенка, одариванием, а также с принятием или отвержением ребенка сверстниками, с проявлениями симпатии со стороны других детей или их агрессивными проявлениями, с нарушением правил поведения в группе.
Обратим внимание, что в связи с усвоением социального запрета на выражение гнева и гендерных стереотипов выражения эмоций треть детей 4-го года жизни отрицают факт переживания злости, а некоторые мальчики утверждают, что ничего не боятся. Таким образом, дети младшего дошкольного возраста способны понять по лицевой экспрессии эмоции радости, гнева, печали и страха, однако лучше отличают эмоцию радости от эмоций отрицательной модальности, для опознания которых требуется ситуативный контекст.
Дети 4-го года жизни понимают, что причина возникновения собственных эмоций и эмоциональных состояний других людей зависит от их модальности, осознают возможность возникновения эмоционального состояния под влиянием напоминания о прошлом событии и начинают понимать возможность регуляции эмоций. Следует учитывать, что в этом возрасте детям еще сложно понять такие менталистские аспекты эмоций, как связь эмоций с желаниями, убеждениями и различия между видимыми и реальными переживаниями, а также осознать влияние рефлексии на возникновение эмоций и понять амбивалентные и моральные эмоции.
- Содержание и методы педагогического сопровождения ребенка в процессе развития у него понимания и вербализации эмоций
- Методы и приемы развития понимания эмоций у детей дошкольного возраста
- Методический подход к развитию у дошкольников понимания эмоций в современных парциальных программах эмоционального развития детей
- Диагностика развития эмпатии старших дошкольников
- Изменения в развитии понимания эмоций в старшем дошкольном возрасте
- Развитие понимания эмоций в среднем дошкольном возрасте
- Понимание регуляции эмоций
- Понимание влияния напоминания о событии как активатора эмоции
- Понимание ситуативных причин возникновения эмоций
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу