Диагностика развития эмпатии старших дошкольников

Предмет диагностики: особенности эмпатии детей старшего дошкольного возраста.

Задачи диагностики:

  • Изучить особенности процессов сопереживания, сочувствия, содействия у старших дошкольников.
  • Изучить особенности проявления эмпатии старшими дошкольниками во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Обоснование системы методов: представленные ниже диагностические методы позволяют изучить особенности сопереживания, сочувствия, содействия с разных позиций:

  • на уровне представлений детей об эмоциях и чувствах (знания о причинах и способах выражения эмоций);
  • на уровне восприятия и понимания детьми эмоций (вербальное определение эмоций, соотнесение с конкретной ситуацией);
  • на уровне переживания эмоций и чувств (интерпретация эмоций и чувств и их проявление в поведении ребенка по отношению к ситуации, игровым персонажам, сверстникам).

Адаптация методов к деятельности воспитателя детского сада или педагога-психолога позволяет использовать их в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации.

Для решения первой задачи используется комплекс диагностических методов:

  • беседа с использованием проективных заданий «Зазеркалье»;
  • проблемно-игровая диагностическая ситуация «Гости из Зазеркалья»;
  • включенное наблюдение за поведением детей в экспериментальных ситуациях;
  • включенное наблюдение за ситуацией взаимодействия дошкольников в игровой деятельности.

Для решения второй задачи разработан комплекс диагностических методов, спецификой которых является изучение целенаправленного поведения детей в реальных ситуациях взаимодействия, что исключает влияние искусственных факторов на характер протекания исследуемого процесса в связи с различием эмпатийного поведения старших дошкольников на теоретическом и практическом уровнях: анкетирование родителей; наблюдение за проявлениями эмпатии детей в ситуациях взаимодействия со сверстниками.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)