Диагностика развития эмпатии старших дошкольников
Предмет диагностики: особенности эмпатии детей старшего дошкольного возраста.
Задачи диагностики:
- Изучить особенности процессов сопереживания, сочувствия, содействия у старших дошкольников.
- Изучить особенности проявления эмпатии старшими дошкольниками во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Обоснование системы методов: представленные ниже диагностические методы позволяют изучить особенности сопереживания, сочувствия, содействия с разных позиций:
- на уровне представлений детей об эмоциях и чувствах (знания о причинах и способах выражения эмоций);
- на уровне восприятия и понимания детьми эмоций (вербальное определение эмоций, соотнесение с конкретной ситуацией);
- на уровне переживания эмоций и чувств (интерпретация эмоций и чувств и их проявление в поведении ребенка по отношению к ситуации, игровым персонажам, сверстникам).
Адаптация методов к деятельности воспитателя детского сада или педагога-психолога позволяет использовать их в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации.
Для решения первой задачи используется комплекс диагностических методов:
- беседа с использованием проективных заданий «Зазеркалье»;
- проблемно-игровая диагностическая ситуация «Гости из Зазеркалья»;
- включенное наблюдение за поведением детей в экспериментальных ситуациях;
- включенное наблюдение за ситуацией взаимодействия дошкольников в игровой деятельности.
Для решения второй задачи разработан комплекс диагностических методов, спецификой которых является изучение целенаправленного поведения детей в реальных ситуациях взаимодействия, что исключает влияние искусственных факторов на характер протекания исследуемого процесса в связи с различием эмпатийного поведения старших дошкольников на теоретическом и практическом уровнях: анкетирование родителей; наблюдение за проявлениями эмпатии детей в ситуациях взаимодействия со сверстниками.
- Содержание и методы педагогического сопровождения ребенка в процессе развития у него понимания и вербализации эмоций
- Методы и приемы развития понимания эмоций у детей дошкольного возраста
- Методический подход к развитию у дошкольников понимания эмоций в современных парциальных программах эмоционального развития детей
- Изменения в развитии понимания эмоций в старшем дошкольном возрасте
- Развитие понимания эмоций в среднем дошкольном возрасте
- Понимание собственных эмоциональных состояний
- Понимание регуляции эмоций
- Понимание влияния напоминания о событии как активатора эмоции
- Понимание ситуативных причин возникновения эмоций
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу