Развитие двигательных навыков у малышей на прогулке

Систематическая двигательная деятельность играет большую роль в современном физическом и психическом развитии ребенка.

Известный педиатр профессор Е. А Аркин писал: «Пребывание на свежем воздухе, – самое полезное, самое лучшее средство для укрепления здоровья ребенка. Движения на воздухе закаляют организм, способствуют усиленному обмену веществ, улучшают работу сердца и легких».

Как показали специальные исследования, подвижность нервных процессов обусловлена положительным влиянием внешней среды, правильным построением и организацией двигательного режима. Наибольшую ценность представляют движения, при выполнении которых в работу включается большая группа мышц. Это бег, ходьба, лазание, метание, прыжки – все то, что принято называть основными движениями, составляющими двигательную сферу дошкольника. И тут особенно хочется остановиться на играх подвижного характера.

Игра – это основной вид деятельности детей. В играх у детей развиваются основные двигательные качества – ловкость, координация, быстрота. Малыши приучаются по словесному сигналу начинать и заканчивать движения, изменить их темп и направление, чередовать виды двигательных действий.

Исследования, проведенные с детьми раннего возраста, показали, что движения являются эффективным стимулятором развития речи ребенка. Слова, подкрепленные двигательным действием, быстро усваиваются детьми. Сделав игровой шаг, ребенок ощущает постоянную потребность в ходьбе. В этом движении принимает участие значительная часть мускулатуры тела.

Ходьба развивает и укрепляет мышцы ног, формирует свод стопы. При важнейших видах ходьбы совершенствуется двигательное качество – равновесие. Важно помочь малышу поскорее почувствовать уверенность в своих движениях, дать ему возможность как можно больше упражняться в ходьбе вне помещения.

Упражняться в ходьбе, как и во многом другом, ребенку легче, если он выполняет какое-либо доступное ему поручение. Поэтому лучше заинтересовать ребенка такими поручениями, как пройти какое-нибудь расстояние, чтобы переставить предмет с места на место. Постепенно это расстояние должно увеличиваться. В конце 2 года жизни ребенку очень полезно научиться преодолевать при ходьбе естественные препятствия — ходить по траве, перешагивать канавки, бугорки.

Преодоление препятствий способствует выработке координации движений, делает детей более ловкими, сильными, уверенными в своих силах, расширяет ориентировку в окружающем. Для того чтобы шаркающая походка скорее сменилась обычной, нужно предоставить ребенку возможность поупражняться в перешагивании через палочку, обруч.

Пусть обруч будет домиком, в котором живет любимая игрушка, тогда можно пойти в гости к кукле. Полезное движение для малыша – уметь поднять ногу и перешагнуть через препятствие. Такие движения совершенствуют походку, приучают не бояться препятствий. Переступать нужно попеременно обеими ногами.

Интересно
Благодаря систематическим повседневным упражнениям на 3 году жизни ребенка в значительной степени изменяются качественные показатели ходьбы: появляется параллельная постановка стоп, становятся более согласованными движения рук и ног. В конце 2 и начале 3 года жизни возникает бег.

При беге активизируется работа большой группы мышц, увеличивается объем дыхания, скорость кровообращения. Правильно дозированный бег способствует общему физическому развитию. Дети, постоянно упражняющие в беге, более пропорционально сложены.

Характерным признаком бега является наличие фазы полета, т.е. отрыва от опоры, когда тело находится в воздухе. Сформированность бега зависит от условий выполнения упражнений. По данным С.Я. Лащене, девочки в возрасте 3 лет пробегают 10 м в среднем за 3,8 сек., а мальчики – за 3,7 сек.

Полезно сочетать бег с другими видами движений Легче всего это сделать, предложив ребенку поиграть в подвижные игры. «Во-робушки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч». Игры можно повторять 3-4 раза, постепенно увеличивая дистанцию бега, ускоряя темп. Игры, включающие бег, могут быть самыми разнообразными.

Важно, чтобы каждая из них имела понятный ребенку сюжет. Одну и ту же игру можно повторять несколько дней подряд. Затем в нее следует внести некоторые изменения или дать ей продолжение. В целях активизации бега можно использовать и игровые упражнения. Задания должны носить конкретный характер и быть понятными детям, например: Бег «скорее к той скамеечке и сиди тихо, тихо, я тебя поищу».

Метание способствует развитию и укреплению мышц рук и плечевого пояса, воспитывает ловкость и быстроту, оказывает прямое влияние на формирование пространственной ориентировки, глазомера.

Игры с мячом привлекают ребенка разнообразием движений, их динамикой, На прогулке можно по-разному играть с мячом: мяч катится, его можно подкинуть вверх, бросить вдаль. Гораздо труднее дается детям ловля мяча. После того, как ребенок бросил ваш мяч, отдайте его ему в руки для повторного броска. Постепенно приучайте бросать мяч по сигналу, подбадривайте малыша во время броска.

Предложите ребенку догнать мяч. Постепенно усложняйте задание, вводя, например, перебрасывание мяча через ленточку, находящуюся на уровне груди ребенка. Развивая броски мяча в цель, увеличивайте расстояние между ребенком и целью. При броске вдаль малыш должен держать мяч перед грудью или над головой. Очень важно поощрять метание мяча попеременно правой и левой рукой.

Предложите ребенку поиграть в игру «Одна рука бросила, а теперь другая бросила мяч еще дальше. Какая рука победила?» Эмоциональная форма введения ребенка в задание, активное участие взрослого, смена предметов, служащих зрительным ориентирам тали, повышает интерес и желание выполнить упражнение.

Прыжки являются скоростными и силовыми движениями. В своей классической форме прыжок состоит из ряда последовательных фаз: исходное положение, замах рук, приседание, толчок или разбег, полет, приземление. Упражнения в прыжковых движениях способствуют своевременному развитию суставно-связочного аппарата, согласованности движений большой группы мышц, формируют способность быстрой двигательной реакции на сигнал.

К концу 2 года жизни дети приобретают умение приседать на месте (пружинить), подпрыгивать, отталкиваясь одной ногой н приставляя затем к вей другую ногу. Отталкивающие движения одновременно двумя ногами для них еще затруднительны.

При спрыгивании они опускаются на прямые ноте, не сгибая колен; на всю ступню. Начинать упражнения в прыжках следует с подскоков на месте. В этом периоде весьма эффективны подражательные игровые приемы «Попрыгаем как зайчики». Важно, чтобы дети научились подпрыгивать на Носочках, мягко приземляясь.

К концу 5 года жизни ребенку можно предложить прыгать в длину с места. В первое время, когда прыжок напоминает перешагивание одной ногой. В этом возрасте уже хорошо воспринимаются словесные коррективы, лети внимательно присматриваются к образцу. Предложите ребенку перепрыгнуть череп ряд полочек, положенных друг за другом на расстоянии 10-15 см, затем увеличить расстояние до 30 см.

Интересно
С большим интересом дети 2-3 лет лазают по гимнастическим стенкам. Движения лазания (влезание и слезание) укрепляют мышцы спины, брюшного пресса, рук и ног, активизируют работу сердечно-сосудистой системы, способствуют формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия.

Ценным в этом движении является и то, что в работу включаются попеременно различные группы мышц, т.е. напряжение чередуется с отдыхом. Поэтому не следует опасаться перегрузки во время выполнения этого движения. В настоящее время на многих площадках у домов установлены гимнастические лесенки. Предложите ребенку взобраться вверх и спуститься вниз. Гораздо легче удается влезание, чем слезание. Пусть вначале он на малой высоте попробует влезть и слезть.

В первое время он усиленно контролирует свой спуск, опускает голову, смотрит под ноги. Поддержите его за спину. За короткое время, благодаря однотипным циклам этого вида движения, ребенок его осваивает, взбираясь, все выше. Не следует опасаться того, что он может упасть.

Как показали многочисленные наблюдения, дети цепко держатся за рейки, И даже в том случае, если соскальзывает одна или обе ноги, они повисают на руках и наступают затем на подходящую рейку. По мере освоения этого вида движения его следует усложнить. Во время лазания не пропускать рейки, становиться на каждую, переносить руки с рейки на рейку.

Рациональное распределение временя на прогулке, чередование спокойной и разнообразной двигательной деятельности создают благоприятные условия для своевременного развития ребенка.

Вся программа по развитию двигательной сферы детей распределяется равномерно на различные времена года. Зимой привлекает детей катание на санках с небольших горок, на ногах по ледяным дорожкам, бросание снежков. Наполняя содержание прогулка различными видами движений, вы поможете ребенку окрепнуть, поверить в свои силы. Подвижный малыш, как правило, быстрее находит контакт со сверстниками, лучше адаптируется в детском учреждении.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)