Психосинтез по Р. Ассаджиоли

Психосинтез по р. Ассаджиоли построен на психоанализе, психологии религии, психологии сверхсознания и творческого самосознания (А. Маслоу, п. успенский и др.), восточной философии, холистическом подходе (г. олпорт, Ф. перле и др.), социальной психологии, психиатрии, антропологии и др.

Основными задачами психосинтеза по Ассаджиоли, являются:

  • постижение своего истинного (высшего) Я,
  • достижение на основании этого внутренней гармонии,
  • налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми.

Ассаджиоли дополняет классический психоанализ Фрейда терапевтическим подходом Юнга, который предусматривает две стадии – аналитическую и синтетическую. В связи с широкой популяризацией идей и приемов психосинтеза в многочисленных научных и популярных изданиях, на семинарах и тренингах он стал все более распространяться как метод самопознания и самосовершенствования личности. Р. Ассаджиоли считал, что именно духовное Я заключает в себе сознание Бога, потенциальную возможность постичь его. Человек, которому удается достичь полной «настройки» живет в Абсолютном Мире, где понятия «внутренний Мир» и «внешний Мир» идентичны, граница между ними исчезает, и, следовательно, отсутствуют противоречия.

Структура личности, или «карта внутреннего мира», по Ассаджиоли, состоит из низшего бессознательного (1), среднего бессознательного (2), высшего бессознательного (3), поля сознания (4), сознательного Я (5), высшего Я (6) и коллективного бессознательного (7). Источником конфликта может служить и пробуждение новых влечений или потребностей, которые входят в противоречие со старыми, что происходит главным образом в двух случаях: во-первых, во время пробуждения новых потребностей в подростковом возрасте и, во-вторых, во время пробуждения религиозных устремлений и новых духовных интересов, особенно в среднем возрасте.

Оказывается, что «органическое единство» – это цель человека, а не наличное его состояние; это цель, которую он может перед собой поставить, к которой он может приближаться и которую он может однажды достигнуть. В особо благоприятных случаях обретение внутреннего единства является плодом стихийного роста и созревания, в остальных же случаях – заслуженной наградой, получаемой благодаря работе над собой, воспитанию или лечению с применением специальных методик, которые облегчают и ускоряют процесс самореализации.

Осуществление гармоничной внутренней интеграции, постижение истинного Я и достижение правильных отношений с другими людьми имеют свои стадии достижения и цели:

  • глубокое познание своей личности;
  • контроль над различными ее элементами;
  • постижение своего истинного Я – выявление или создание объединяющего центра;
  • психосинтез в виде формирования или перестройки личности вокруг нового центра.

Органическое единство – это цель человека, а не наличное его состояние; это цель, которую он может перед собой поставить, к которой он может приближаться и которую он может однажды достигнуть. Под самопостижением при этом подразумевается постижение себя, переживание и осознание себя как синтезирующего духовного центра. Речь идет не о нашем личном Я, которое следует рассматривать всего лишь как отражение подлинного Я, проекцию духовного Я на поле личности.

Самоактуализация может быть достигнута на разных уровнях и включать в себя, по мнению Ассаджиоли, духовный уровень. Духовное развитие человека предполагает радикальное преобразование «нормальных» черт личности, пробуждение скрытых прежде возможностей, вознесение сознания в новые для него сферы, а также новую внутреннюю направленность деятельности. Духовный уровень по сравнению с трансперсональным, внимание которого направлено на содержание бессознательного, обращается непосредственно к энергиям синтеза, к воле духовного Я.

Здесь ставится задача приведения личной воли в соответствие с волей духовного Я, то есть фактического растворения в высшей воле. В отличие от трансперсонального уровня переживания на этапе духовного психосинтеза не имеют содержания. Если психика имеет содержание, личность обладает динамической структурой, то духовное Я есть чистое бытие, пронизывающее их. Это энергия, наполняющая всю жизненную систему, это чувство полной гармонии, полная удовлетворенность существующим положением вещей, ощущение внутренней силы и уверенности.

При этом уже нет необходимости познавать какие-либо области сознания, осмысливать их. Все ясно, и присутствует знание без осмысления. Не удивительно, что такая великая перемена, такая фундаментальная трансформация проходит несколько критических стадий, которые нередко сопровождаются разными нервными и психическими расстройствами.

При объективном обследовании пациента/клиента, страдающего подобными расстройствами, можно обнаружить симптомы, сходные с симптомами обычных психических заболеваний. В действительности они обусловлены совершенно иными причинами и требуют совершенно иного лечения. В наши дни сфера распространения расстройств, имеющих духовное происхождение, быстро увеличивается из-за появления большего числа людей, которые сознательно или неосознанно ищут свой собственный путь к полноте жизни.

Выделяют четыре критические стадии:

  • кризис, предшествующий духовному пробуждению.
  • кризис, обусловленный духовным пробуждением.
  • реакции на духовное пробуждение.
  • фазы процесса преображения.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)