Психолого-педагогический статус школьника и его содержание на различных этапах школьного обучения

Разработка понятия психолого-педагогического статуса школьника представляется нам принципиально важной и с тео­ретической, и с практической точек зрения. В данной работе нас прежде всего интересует практический аспект.

Как уже отмеча­лось выше, работа школьного психолога реализуется в определенных социально-педагогических условиях. Эти условия не за­дают ему цели и задачи деятельности, но определяют его возмож­ности, диктуют те или иные формы организации работы с ребенком.

Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, также решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, со­циализации, образования и др.

Социально-педагогические усло­вия, задаваемые ему школьной средой, в ряде случаев выступа­ют как основной гарант достижения тех или иных целей (напри­мер, в случае с образованием), а в других ситуациях также накладывают определенные ограничения, задают конкретные пути достижения ребенком его целей, удовлетворения ведущих потребностей.

Психолог, сопровождая ребенка в процессе школь­ного обучения, может, с одной стороны, помочь ему максималь­но использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуаль­ные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности. Сформулированные выше положения мы попыта­лись проиллюстрировать на схемах.

Для того чтобы осуществлять подобную деятельность в школь­ной среде, школьному психологу необходимо знать важнейшие параметры школьной среды — прежде всего, со стороны тех требований, которые она предъявляет ребенку, — и особеннос­ти самого школьника.

В первую очередь, естественно, речь идет о тех особенностях, которые существенно влияют на успешность его обучения и развития. Совокупность этих особенностей мы определяем как психолого-педагогический статус школьника.

Таким образом, мы выходим на два принципиально важ­ных понятия— психолого-педагогический статус школьника и система психолого-педагогичес­ких требований к обучению, поведению и пси­хологическому развитию школьника. Остановим­ся подробно на их содержании и начнем с понятия статуса.

Что даст психологу содержательное наполнение этого па­раметра? Прежде всего, ориентир для построения всей систе­мы работы с ребенком в рамках школьного сопровождения. Например, в диагностическом плане эти понятия позволяют нам:

  • разработать критерии, с помощью которых можно оценить различные аспекты психологического развития
    школьника: уровень развития определенных психических процессов, содержание различных сторон психической жизни и др.;
  • подобрать конкретные методики для обследования школьников, которые позволят выявить и оценить важные для сопровождения аспекты его психической жизни;
  • организовать наблюдение за состоянием и развитием школьника на протяжении всех лет обучения с использованием одних и тех же параметров анализа и оценки;
  • проводить сравнение показателей внутри определенной параллели, между параллелями и др.;
  • вывести определенные нормативы по различным от­слеживаемым психологическим параметрам развития школьников, характерные для данной школы, данной параллели.

То есть для диагностики это понятие принципиально важ­но. Оно дает нам возможность проводить ее как целенаправ­ленный, внутренне организованный, последовательный процесс с четкими целями и сравнимыми результатами.

В психокоррекционном и развивающем пла­не при разработке данных понятий мы выходим на:

  • наполнение коррекционно-развивающей работы содержанием, которое действительно позволяет работать со школьными трудностями и школьными задачами детей и подростков;
  • модификацию существующих коррекционно-развиваюших программ в соответствии с требованиями и возможностями, которые предоставляет школьнику данная социально-педагогическая среда (данный тип школы, конкретный педагогический коллектив, авторская обучающая программа и т. д.).

В консультативном и просветительском пла­нах с помощью понятий психолого-педагогического статуса и психолого-педагогических требований мы можем:

  • проанализировать и усовершенствовать предметные педагогические программы в их содержательном и
    методическом аспектах, стиль педагогического общения с учетом выявленных особенностей обучающихся детей и подростков;
  • проанализировать существующие воспитательные и обучающие программы с точки зрения их соответствия системе научных психолого-педагогических требований;
  • наполнить содержанием просветительскую работу с педагогами — ознакомить их с содержанием понятия
    психолого-педагогического статуса (на что прежде всего надо обратить внимание в наблюдении за школьниками) и причинами возникающих у школьников психологических проблем обучения, поведения и психического самочувствия.

Таким образом, эти понятия позволяют по-новому взглянуть на содержание многих видов деятельности школьного психоло­га. При разработке их содержания мы исходили из определен­ных традиций, сложившихся в отечественной психолого-педаго­гической литературе, с одной стороны, и практики работы — с другой.

Мы не претендуем на принципиальную новизну подхо­да — характеристики, вошедшие в статус, имеют привычные для специалистов названия, практически всегда за этими на­званиями стоит и традиционное содержание.

Надо сказать, что именно к этому мы и стремились. В наши задачи не входило придумывание совершенно новой оригинальной терминологии, необычного подхода, в котором непривычным образом перета­совывались бы хорошо известные психологические понятия.

Наша задача представлялась нам иначе — сложить уже извес­тную совокупность научных представлений о психическом мире ребенка в некую систему, понятную практику, удобную в рабо­те и самое главное— адекватную опыту практического психо­лога и целям его деятельности.

Данная работа носит прикладную ориентацию, поэтому в ней мы бы не хотели подробно останавливаться на различных методологических обоснованиях и литературных ссылках.

Мы предлагаем читателям результат проведенного нами теорети­ческого анализа как научной литературы, так и практики кон­кретной школьной работы психолога.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)