Психолого-педагогический статус школьника и его содержание на различных этапах школьного обучения
Разработка понятия психолого-педагогического статуса школьника представляется нам принципиально важной и с теоретической, и с практической точек зрения. В данной работе нас прежде всего интересует практический аспект.
Как уже отмечалось выше, работа школьного психолога реализуется в определенных социально-педагогических условиях. Эти условия не задают ему цели и задачи деятельности, но определяют его возможности, диктуют те или иные формы организации работы с ребенком.
Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, также решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др.
Социально-педагогические условия, задаваемые ему школьной средой, в ряде случаев выступают как основной гарант достижения тех или иных целей (например, в случае с образованием), а в других ситуациях также накладывают определенные ограничения, задают конкретные пути достижения ребенком его целей, удовлетворения ведущих потребностей.
Психолог, сопровождая ребенка в процессе школьного обучения, может, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности. Сформулированные выше положения мы попытались проиллюстрировать на схемах.
Для того чтобы осуществлять подобную деятельность в школьной среде, школьному психологу необходимо знать важнейшие параметры школьной среды — прежде всего, со стороны тех требований, которые она предъявляет ребенку, — и особенности самого школьника.
В первую очередь, естественно, речь идет о тех особенностях, которые существенно влияют на успешность его обучения и развития. Совокупность этих особенностей мы определяем как психолого-педагогический статус школьника.
Что даст психологу содержательное наполнение этого параметра? Прежде всего, ориентир для построения всей системы работы с ребенком в рамках школьного сопровождения. Например, в диагностическом плане эти понятия позволяют нам:
- разработать критерии, с помощью которых можно оценить различные аспекты психологического развития
школьника: уровень развития определенных психических процессов, содержание различных сторон психической жизни и др.; - подобрать конкретные методики для обследования школьников, которые позволят выявить и оценить важные для сопровождения аспекты его психической жизни;
- организовать наблюдение за состоянием и развитием школьника на протяжении всех лет обучения с использованием одних и тех же параметров анализа и оценки;
- проводить сравнение показателей внутри определенной параллели, между параллелями и др.;
- вывести определенные нормативы по различным отслеживаемым психологическим параметрам развития школьников, характерные для данной школы, данной параллели.
То есть для диагностики это понятие принципиально важно. Оно дает нам возможность проводить ее как целенаправленный, внутренне организованный, последовательный процесс с четкими целями и сравнимыми результатами.
В психокоррекционном и развивающем плане при разработке данных понятий мы выходим на:
- наполнение коррекционно-развивающей работы содержанием, которое действительно позволяет работать со школьными трудностями и школьными задачами детей и подростков;
- модификацию существующих коррекционно-развиваюших программ в соответствии с требованиями и возможностями, которые предоставляет школьнику данная социально-педагогическая среда (данный тип школы, конкретный педагогический коллектив, авторская обучающая программа и т. д.).
В консультативном и просветительском планах с помощью понятий психолого-педагогического статуса и психолого-педагогических требований мы можем:
- проанализировать и усовершенствовать предметные педагогические программы в их содержательном и
методическом аспектах, стиль педагогического общения с учетом выявленных особенностей обучающихся детей и подростков; - проанализировать существующие воспитательные и обучающие программы с точки зрения их соответствия системе научных психолого-педагогических требований;
- наполнить содержанием просветительскую работу с педагогами — ознакомить их с содержанием понятия
психолого-педагогического статуса (на что прежде всего надо обратить внимание в наблюдении за школьниками) и причинами возникающих у школьников психологических проблем обучения, поведения и психического самочувствия.
Таким образом, эти понятия позволяют по-новому взглянуть на содержание многих видов деятельности школьного психолога. При разработке их содержания мы исходили из определенных традиций, сложившихся в отечественной психолого-педагогической литературе, с одной стороны, и практики работы — с другой.
Мы не претендуем на принципиальную новизну подхода — характеристики, вошедшие в статус, имеют привычные для специалистов названия, практически всегда за этими названиями стоит и традиционное содержание.
Надо сказать, что именно к этому мы и стремились. В наши задачи не входило придумывание совершенно новой оригинальной терминологии, необычного подхода, в котором непривычным образом перетасовывались бы хорошо известные психологические понятия.
Наша задача представлялась нам иначе — сложить уже известную совокупность научных представлений о психическом мире ребенка в некую систему, понятную практику, удобную в работе и самое главное— адекватную опыту практического психолога и целям его деятельности.
Данная работа носит прикладную ориентацию, поэтому в ней мы бы не хотели подробно останавливаться на различных методологических обоснованиях и литературных ссылках.
Мы предлагаем читателям результат проведенного нами теоретического анализа как научной литературы, так и практики конкретной школьной работы психолога.
- Рабочий план деятельности школьного психолога в течение учебного года
- Важнейшие технологии психолого-педагогического
- Третья консультативная ситуация
- Содержание консультативной деятельности психолога
- Направление первое: школьная прикладная психодиагностика
- Психолог в школе: проблема профессиональной готовности
- Школа и психолог: один в поле не воин
- Психолог и школа: проблемы подчинения
- Психолог — родители школьников
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу