Психология толпы

Массы способны унижать людей, и люди способны унижать массы. Массы способны умножать силу одного человека, делать его кумиром славы, богоподобным, всемогущим, чудотворцем на всей земле, и сами люди способны одним своим словом увеличивать энергию массы, направлять ее на великие или низменные преобразования существующей жизни.

Язык таланта очень сложен для массы, и она его не понимает. Не обязательно быть великим ученым, мудрецом, чтобы быть понятным ей. Для массы нет исключений. К ней нужно приспособиться и только затем изменить ее. Слова такого человека не должны давать думать этой массе, а должны заставить чувствовать и действовать так, как он велит.

Толпа – это:
– дорога, усеянная трупам;
– костры с запахом агонизирующего человеческого мяса;
– ломка памятников, бросание камней;
– собрание политиков, злословящих у трибуны;
Теорию толпы можно разместить на одном листе. Ее руководители всесильны и непогрешимы для нее, она им верит и считает их всезнающими. В то же время она ненавидит их и импровизирует о них гнусности.

Толпа не понимает сложности, для нее существует только “Да” или “Нет”. У толпы нет цветности, толпа понимает только очень черное и очень белое. Логика толпы – это логика эмоций. Всегда необузданных.

Сложных идей она не понимает. Она их просто не умеет понимать, и поэтому их отвергает. Зло и ложь легко обличаются в одежду простоты и быстро усваиваются массой. Но этого для нее мало, ей этого не хватает. Тут еще нужен особый темп разговора того, кто осмелился встать перед ней.
Нельзя торопиться в разговоре с ней, выпаливать как из пулемета, будь там хоть сто истин, ведущих к спасению, открывающих дорогу в рай – не торопиться, иначе все впустую. Верная стратегия темпа слов, – и бушующее море может успокоиться, или наоборот, обрушиться шквалом туда, куда ее поведет тот человек.

Нет такого человека, который бы не был взаимосвязан с массой, который не чувствовал бы ее каждым своим нервом, не видел бы ее насквозь, не просверливал бы ее глазами в поисках той взаимосвязи.

У толпы и у этого человека возникают странные и необычные состояния. Когда человек видит и чувствует, что его пронизывают миллионы глаз – он преобразуется, впитывает в себя, вдохновляется общей энергией массы, и каждое его слово кажется особым.
Само их звучание становится для него сверхъестественным. Он чувствует, как они пронизывают массу. Он видит их действие: толпа начинает делать то, что он ей говорит.

В большой аудитории или перед какой-то другой массой, каждый ее участник становится живым зеркалом производимого на него впечатления. Горящие глаза, множество рук – все это создает огромную силу, силу мнения всех, быть может, которая потом развеется, словно дым. Сейчас – это великая сила мнения всех, которая в десятки раз увеличивает того, кто стоит перед массой и влияет на нее.

Как обманывают толпу?
Оратор старается найти нужный темп. Он, как настоящий полководец, просчитывает стратегию воздействия и ищет “общий язык” с массой. Если он это сделает, то может внушать все, что ей угодно. Это все те нелепости, которые высмеивались ранее, или которых просто не замечали. В миг внушения они становятся глобальными проблемами современности, без решения которых жить дальше просто невозможно.

Оратору поверят как никому другому, и даже когда все разойдутся, в их сознании еще будет существовать мощная энергия возмущения и отрицания правды, тайная вера в ложь.
А виновник всего этого, когда он будет “открывать глаза” массе, – для нее станет символом веры, авторитетом. Он теперь будет выражать их мнение, в которое они поверили. Как выразитель этого общего мнения, он еще больше возвеличится над всеми.

Для любой толпы характерны положительные и отрицательные желания. Задача оратора – “рыть носом землю”, думать так, чтобы “закипели” мозги, в поиске этого положительного желания. Именно воздействуя на эту часть массы, именно там он сможет подготовить ту силу, которая переломает все в массе, заглушит все другое и сделает этого человека в данную минуту счастливым просветителем, отцом, вещателем истины, которая поднимет его и возвеличит, сделает его всемогущим, выразителем мнения всех.

Но это все будет продолжаться до тех пор, пока словно враждебный шквал, другая, сильная и всемогущая стихия, возмущенная другим оратором, не раздавит и не утопит в обломках ругани и плевков первого “вещателя истины”.

Тогда пойдут в ход самые сильные клеймения “лжеца” и “лицемера” по отношению к первому. Если он появится в этот момент, толпа растерзает его на мелкие кусочки. Она заглушит воздух криками ругани с целью стереть в пыль того, первого человека. Даже если он давно умер, толпа будет судорожно хватать в воздухе его тень и безжалостно, с азартом растаптывать его в порошок, расправляясь с тенью.

Какой бы святой свет она не испускала – ее смешают с грязью, втопчут беспощадно, испытывая всеобщее наслаждение. Потом могут его же, этого самого первого, бережно поднять из грязи и под вдохновение четвертого оратора, славящего первого, водрузить на чистое, прошлое место, откуда он ранее был так жестоко снесен.

Спит великий демон – толпа, когда накапливается в ней море человеческих слез, обид, горечи, страданий, увеличивающихся с каждой каплей все больше и больше. Подчас это происходит медленно, или в мгновение ока накапливается сила, таящаяся в глубине этого моря, пока, наконец, продолжительные причитания, слезливые всхлипы и тягучие стоны не превратятся в рев штормового ветра бешенства толпы и истерических криков проклятий.

Разъяренная толпа под бешеную музыку рева и всеобщего крика уподобится могучим волнам с белой пеной ярости наверху и двинется в атаку на проклятый ею берег, пытаясь снести, размыть, сломать все, что есть на этом берегу.

Горе оказавшемуся там одному человеку. Он станет преградой потоку бешенства, который неминуемо его поглотит, будь он хоть сам бог. Могучий волнорез способен лишь противостоять ей в ее проклятом порыве дьявольской силы.
Нужно лишь быть твердо стоящим и могучим, чтобы не быть смытым со своего основания и болтаться в море, являясь бессильным, ожидая в отчаянии выброса на берег.
Толпа – это великий монстр, пожирающий самое страшное: умы людей, но и этого ему мало, он калечит их тела, может убить их сотни, растерзать и растоптать. Он беспощаден, когда идет убивать. Старики, женщины, дети, случайно вставшие на их пути, будут растоптаны, превратятся в кровавую груду костей и мяса.

Толпа будет ликовать, и еще долго придется ждать, чтобы тошнота отвращения и осознания своих зверств сняла с ее участников тяжесть силы, организующей и направляющей массовое действие. Совокупность людей, ощущающих свою физическую близость, где последняя заменяет, порой затмевает все остальное, существовавшее ранее в душах этих людей чувство общего, абстрактного единения – эта физическая совокупность все и всех преобразует в толпу.
Физическая близость – это единение.

Оно действует по другим, еще до конца не изведанным законам. Мы сами, становясь физическими участниками толпы, порой того не замечаем, как ее незаметная, тайная и мощная преобразующая сила меняет нас. Мы не замечаем, как нашими руками совершаются чудеса или творятся зверства, проистекают бездушие, апатия или сострадание, соучастие и т.д.

Вроде бы, превосходные люди, друг от друга в стороне, но в абстрактном единстве:
– создавали свои социальные проекты построения государства;
– до мелочей обдумывали каждую деталь той великой конструкции, которой, может быть, суждено лечь в основу нового государственного построения;
– но, образовав конкретную физическую совокупность, вдруг из хороших и отменных мыслителей превратились в свистунов и крикунов, ораторов-очернителей и обелителей.

Их внимание уходит не на поиск истины, а на взаимное утихомиривание. Их взаимные обвинения уводят к пустым разговорам. Время уходит, разговоры идут. Где много слов, там мало дела. Куда подевалась их проницательность и дипломатическая осторожность? Где их творческое мышление? Получается, что соединенные физически воедино, человеческие силы не дополняют друг друга, а наоборот – взаимно уничтожают. Толпа мудрецов решит не больше, чем толпа простаков.

Какие же способы используют для обмана толпы?Главное условие обмана толпы – это ее собрать. Трудно обманывать одного человека, но в толпе это сделать значительно легче. Собрать толпу -это одно из основных условий ее последующего обмана.
Чтобы успешно посеять свою ложь в массовое сознание, некоторые мошенники из ряда государственных и коммерческих структур:

– изучают контингент, составляющий массу;
– стремятся понять его состояние;
– разбираются в том, чего же хотят эти люди;
– выявляют их актуальные проблемы;
– уясняют для себя, чем они живут и дышат;
– хотят понять, что люди думают, о чем и как говорят;
– и главное, – что же хотят услышать, и как будут слушать.
Мошенники, разобравшись в мотивации поведения людей, начинают готовить ораторов, через которых будут проводить свою информацию.

Оратора готовят так, чтобы:– он безоговорочно чувствовал уверенность в своих силах для публичного выступления;
– был способным повлиять на массу и подчинить ее развитие своей воле;
– сохранял полную уверенность в себе;
– ни тени сомнения в своих силах;
– его воля должна исходить от каждого слова, действия, жеста и мимики;
– все в нем должно говорить, что он верит в то, что вещает другим.
Этот человек должен уметь подбирать яркие образы, понятные и запоминающиеся словосочетания, высказывания, которые масса в состоянии усвоить.

Здесь руководствуются принципом:
– яркое;
– крепкое;
– правдивое;
– простое;
– короткое слово,
наглядно отображающее состояние души оратора.

Выводы должны явствовать из речи оратора так ярко и понятно, как сверкает золотое кольцо на безымянном пальце правой руки очаровательной и очень привлекательной девушки.
Один в отдельности взятый человек довольно умен и понятлив, люди, собранные вместе, превращаются в дураков. Сами по себе эти люди – мужи очень достойные, но в толпе их поведение может выглядеть весьма скверным.

Толпа людей, ведомых их непосредственными интересами и ставших жертвой обмана, часто принимает неверное решение, соответствующее самым что ни на есть звериным инстинктам. Толпа не рассуждает, а осуждает.

Справедливые и глубокие идеи индивидуальны. Идеи ложные и поверхностные являются массовыми. В массе люди склонны искать ослепления и сенсации (“хлеба и зрелищ”).
Неосознанное поведение толпы, подменяющее сознательную деятельность личности, направляемое мошенниками в нужное русло, позволяет получить максимальные прибыли или доставить серьезные убытки своим конкурентам.

Лжепророки стремятся мало-помалу занять место общественной власти по мере ее втягивания в дискуссии и последующему ослаблению. Благодаря своей диктатуре, они добиваются от толп своих последователей полной покорности, какой не добивается ни одно правительство.
Незначительное воздействие на импульсивную природу толпы показывает, насколько она не способна формировать объективного мнения, хоть в чем-то отличного от того, которое было ей внушено. Она не в состоянии руководствоваться правилами, вытекающими из чувства справедливости. Ее могут увлечь только впечатления, запавшие им в душу.

Обычно человек осознает последствия своих действий. Находясь в массе, он частично утрачивает эту способность, поскольку сознание индивидуально, а бессознательное – коллективно. Толпа, каковы бы ни были ее культура или социальное положение, нуждается в поддержке вождя. Он не убеждает ее с помощью доводов рассудка, не добивается подчинения силой. Он пленяет ее, как гипнотизер, своим авторитетом.

Авторитет лжепророка имеет иррациональную основу. Он проистекает из убеждений толпы, формируемых внушением. Большая часть наших действий является следствием убеждений. Рациональное мышление, отсутствие убежденности и страсти являются тремя препятствиями к ложному действию. Внушение может их преодолеть.

Именно поэтому пропаганда, адресованная массам, использует язык аллегорий – энергичный и образный, с простыми и повелительными формулировками:
Голосуй или проиграешь!
Съел и порядок!
Чистота – залог здоровья!
Политика, целью которой является управление массами, не чужда вымысла и фантазии. Она опирается на какую-то высшую идею (например, революции), которую внедряют и взращивают в сознании каждого человека-массы, пока не внушат ее. Впоследствии она превращается в коллективные образы и выгодные для политиков действия.

Убеждения толпы приобретают признаки слепого подчинения, дикой нетерпимости, потребности в пропаганде учений лжепророка.
Однажды собранные вместе и перемешанные, люди утрачивают всякую критичность. Их совесть отступает перед силой ложных иллюзий.
Логика, которая направляет толпу, совершенно внутренняя, постоянно изменяемая страстью, как логика людей, столкнувшихся в любовной или семейной ссоре. Любая идея становится действием, вызванный образ становится для толпы реальностью. Она уже не отличает реального мира от мира внушенного и воображаемого.

Искусство внушения ложных идей состоит в том, чтобы, применяясь к уровню понимания тех слов, среди которых работает воображение слоев широких масс, ведомых инстинктом, пропаганда в надлежащей психологической форме находила пути к их сердцу.

Нужно использовать образ во всех его формах, тем самым человек должен еще меньше напрягать свой рассудок; ему просто достаточно посмотреть, прочитать и услышать самые короткие тексты и фразы. Стадное чувство ориентировано на косность и консерватизм, в нем нет ничего творческого. Им пользуются те, кто именует себя политиками, “искренне” заботящимися о народе.

Внушать толпе может только авторитетный лидер, несущий ложную идею в массы. Сущность авторитета состоит в том, чтобы помешать видеть вещи такими, какие они есть, и парализовать суждения толпы. Лжепророк – это всегда обольститель. Обольщение – основа его политики по отношению к толпе. Его слова и формулировки являются великими генераторами мнений и верований. Являясь опасной силой, они губят больше людей, чем снаряды, мины и пули вместе взятые.

Невежество и грубость, скандальное поведение – простая технология производства авторитета средствами массовой информации. Что же касается их аргументов – один из наилучших, а также и наиболее банальных: беспрерывное повторение одних и тех же идей. (Вспомним Жириновского).

В следующей лекции, где мы будем говорить об опасности религиозного фанатизма, я с горечью воскликну: что люди за две тысячи лет, похоже, совершенно не поумнели. Поведение толпы подтверждает сей грустный вывод.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)