Психология информационной среды

Одной из разновидностей социальной среды является так называемая информационная среда, которая, согласно нашему базовому определению окружающей среды, представляет собой совокупность информационных условий и влияний, обеспечивающих возможность удовлетворения потребности человека в  получении информации  и информационном взаимодействии.

Кроме того, информационная среда образуется совокупностью:

  • субъектов информационного взаимодействия или воздействия;
  • собственно информации, предназначенной для использования субъектами информационной сферы;
  • информационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность осуществления обмена информацией между субъектами;
  • общественных отношений, складывающихся в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации.

С психологической точки зрения информационная среда предстает в виде информационных воздействий разного рода, которые на себе испытывает человек, а также в виде информационных средств общения, взаимодействия с другими и воздействия на других (средства массовой информации, мульти-медиа, Интернет и т.п.).

Как справедливо отмечает А.Е. Войскунский (2000), отличительной чертой данного вида среды является то, что она в большинстве случаев используется в качестве “психологического орудия” (по Л.С. Выготскому) социального воздействия на человека.

В этом качестве информационная среда является важнейшим фактором социализации индивида, а также формирования индивидуального и общественного сознания.

Именно она выступает тем средством, с помощью которого общество транслирует индивиду нормы, ценности и стереотипы поведения, именно она оказывает непосредственное влияние на формирование социального поведения личности.

Вместе с тем, возрастающий темп информатизации общества обостряет экопсихологические проблемы во взаимоотношениях между человеком (обществом) и информационной средой, ибо технократический подход к информатизации общества таит в себе угрозы, сопоставимые по масштабам с угрозами ядерной и экологической катастроф.

Поэтому в ряду других проблем психологии информационной среды (СМИ, Интернет-среда и др.) особое место занимает проблема информационно-психологической безопасности.

Соответственно, целью разработки данного направления является обеспечение психологической защищенности основных интересов личности, общества и государства от угроз, связанных с воздействием информационной среды на психику граждан.

В частности, речь идет об опасности  использовании информационной среды (видео, интернета) в качестве средства целенаправленного воздействия на подсознательные структуры сознания человека.

Одним из наиболее распространенных видов информационной среды является телевидение. Телевидение как средство передачи информации коренным образом отличается от всех остальных.

Если слово всегда обозначает понятие и тем самым предполагает некоторую абстракцию, то картинка только показывает вещь.

Изображение изначально менее когнитивно нагружено, чем слово: слово требует распознавания своего истинного значения, тогда как изображение взывает скорее к эмоциям, чем к разуму. Оно просит нас чувствовать, а не думать.

Влияние телевидения на детей и подростков огромно, они черпают оттуда жизненные идеалы, ценности и способы поведения, причем влияние это имеет кросс-культурный характер.

Интересно
Исследования показывают, что влияние западного (прежде всего американского) телевидения на развивающиеся страны оценивается исследователями неоднозначно.

Проповедуя американские жизненные ценности, оно, с одной стороны, демонстрирует возможности личности в достижении своей цели, а с другой – насаждает индивидуализм и насилие, что часто не совпадает с исконными национальными ценностями. Однако и наше, отечественное телевидение в последние годы мало чем уступает в этом отношении американскому.

Как показано сотрудниками нашей Лаборатории экопсихологии развития М.О. Мдивани и Э.В. Лидской (1998), все исследователи подчеркивают, что наибольшее влияние телевидение оказывает на подростков, когда идет бурный процесс социализации, и впечатлительные зрители не только идентифицируют себя с героями передач, но и переносят заимствованные модели поведения в реальную жизнь.

Интернет – это особый вид информационной среды. Среди бесчисленного многообразия информационных и коммуникативных средств, созданных человечеством, все более заметное место занимают компьютеры, компьютерные системы, Интернет и другие виды информационных технологий, которые в совокупности образуют информационную среду современного человека.

Эта среда, именуемая некоторыми исследователями  даже ноосферой, качественно неоднородна. И с недавних пор в ней выделяется новое пространство – информационная среда Интернета (интернет-среда), или так называемое “киберпространство”.

Существенно заметить, что Интернет не сводится к сумме определенных технических решений и компьютерных сетей, их реализующих. Интернет в настоящее время – это транснациональное и мультиязычное сообщество миллионов людей, коммуникативно связанных и активно взаимодействующих в этой новой среде.

Как отмечает А.Е. Войскунский (2000), для пользователей Интернета характерны своеобразные хронотопы, в рамках которых осуществляются специфические – и потому представляющие интерес для психологического анализа  форм человеческого поведения. В связи с этим он указывает на две важнейшие особенности интернет-среды:

  • “киберпространство” Интернета может рассматриваться как продолжение таких маргинальных областей, или территорий социального бытия, для которых характерны принципы моделирования (или более упрощенно – фальсификации, эклектического повторения, симуляции) и недолговечности/временности/сменяемости;
  • среда Интернета представляет собой практическое воплощение некоторых представлений пионеров экологической науки.

При этом он приводит слова ГГ. Тейяра де Шардена о том, что “…Ноосфера стремится стать одной замкнутой системой, где каждый элемент в отдельности видит, чувствует, желает, страдает так же, как все другие, и одновременно с ними”.

По мнению А.Е. Войскунского, “киберпространство” как нельзя лучше воплощает предсказанную П. Тейяром де Шарденом синхронизацию у множества взаимодействующих субъектов процессов перцептивной, мотивационной и эмоциональной регуляции деятельности.

Интернет в настоящее время представляет собой одну из наиболее перспективных технических возможностей обеспечить межкультурное взаимодействие и сотрудничество на планете.

При этом А.Е. Войскунский указывает на ряд проблем, которые, к сожалению, недостаточно исследованы:

  • привлекательность работы с компьютерами и применения Интернета детьми и подростками;
  • психологическая специфика опосредствованной Интернетом коммуникативной, игровой и познавательной деятельности;
  • психологический статус так называемой виртуальной реальности и возможной связанности ее, например, с проблематикой измененных состояний сознания и психоделического опыта;
  • правомерность утверждения о “наркотическом типе зависимости от Интернета” (так называемой Интернет-аддикации).

В заключение важно отметить, что средовое поведение в интернет-среде не ограничивается формированием, поиском, обработкой и передачей информации, приобретением и трансляцией знаний, поскольку все чаще начинает выступать не только как объект познавательной активности человека, но и как особое средство учебной, игровой и коммуникативной деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)