Психологические аспекты, определяющие целесообразность планирования конкретных образовательных программ

Ключевым моментом, устанавливающим состав образовательных программ, необходимых для обеспечения эффективной работы коллектива, является стратегия организации.

Основываясь на ее анализе, удается выделить те виды деятельности и соответствующие им трудовые посты, которые:

  • оказываются невостребованными в контексте новых задач;
  • вновь вводятся в число реализуемых;
  • требуют более высокой квалификации от работников;
  • предполагают изменение трудовых установок и мотивации работников;
  • расширяют опыт применения профессиональных знаний, навыков, умений при их принципиальном соответствии новым требованиям.

Специфика образовательных программ, рассчитанных на конкретные категории работников, определяется тем, к какой из перечисленных позиций относятся их трудовые посты. Этим, а также и особенностями кадровой политики, указанными ранее, определяется и состав психологического обеспечения. Например, при невостребованности в новых условиях ранее работавших специалистов, при закрытой кадровой политике возникает вопрос о возможности и целесообразности их обучения тем видам деятельности, которые актуальны для организации.

Психологическое обеспечение управления человеческими ресурсами в этом контексте включает:

  • сравнительное профессиографическое исследование исключаемых и вновь вводимых видов деятельности, чтобы определить различия требований к работнику (знания, умения, установки) и объем необходимой помощи специалисту в том случае, если его целесообразно сохранить для организации;
  • рекомендации относительно требований к работникам на вновь создаваемых трудовых постах относительно характера помощи перемещаемым работникам и тех образовательных программах, которые позволят коллективу в целом и исполнителям на новых для них трудовых постах достичь требуемого уровня эффективности.

В рамках открытой кадровой политики может быть поставлен вопрос о привлечении вновь требуемых специалистов извне и высвобождении тех, чьи трудовые посты упраздняются. В этом случае психологическое обеспечение окажется несколько иным и будет включать:

  • профессиографическое исследование вновь вводимых видов деятельности, чтобы определить требования к работнику (знания, умения, установки);
  • рекомендации по отбору и тем образовательным программам, которые позволят коллективу в целом и новым исполнителям достичь требуемого уровня эффективности;
  • психологическую поддержку высвобождаемых работников.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)