Процесс формирования характера
С точки зрения современной психологии характер является развивающейся функционально целесообразной структурой, участвующей в процессах адаптации индивида к миру и формирующейся в ходе этой адаптации.
В связи с этим в психологии обсуждаются две проблемы:
- наследственность и приобретенность черт характера;
- временные рамки формирования характера.
Большинство психологов склоняются к мнению, что детерминанты свойств характера следует искать как в наследственных признаках, так и в особенностях воздействий среды. Здесь степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть различной.
При благоприятном средовом факторе, даже в случае генотипической предрасположенности к психическому заболеванию, патология характера (психопатия) может и не развиться.
Вторая проблема — это временные рамки формирования характера. Первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека.
Возраст от 2–3-х до 9–10-ти лет является сензитивным периодом для становления характера, то есть в жизни ребенка есть период, когда его психика наиболее восприимчива к внешним воздействиям и формированию определенных качеств личности.Под влиянием взрослых формируются черты характера, связанные с отношением к окружающему миру: положительные — доброта, отзывчивость, общительность, либо отрицательные — эгоистичность, безразличие к людям, черствость.
Формирование этих черт во многом связано с первыми месяцами жизни ребенка и стилем общения с ним матери (заменяющего ее лица).
В дошкольном возрасте в играх и в процессе простейшего домашнего труда у детей формируются деловые качества: положительные — трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость, и отрицательные — лень, неряшливость, безответственность, несамостоятельность, беззаботность. Развитие деловых качеств должны стимулировать взрослые.
Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте.
Нравственные и моральные качества характера активно развиваются в ранней юности. К окончанию школы и/или колледжа (к 18 годам) характер фактически сформирован.
Характер влияет практически на все психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные) и эмоциональные состояния личности. От других компонентов личности он во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью.
- Профессиональное выгорание и его профилактика
- Психические состояния человека в трудовой деятельности
- Сущность профессионализма
- Психология труда как отрасль психологии
- Управление конфликтом
- Главная формула конфликта
- Лидерство, ролевой конфликт, социальные роли
- Основная динамика и развитие малой группы
- Формальные и неформальные малые группы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу