Приемы деятельности

Любая деятельность может быть представлена как взаимодействие двигательных актов, регулирования, контроля. Приемы деятельности — это способы исполнения контроля и регулирования.

К основным приемам деятельности относят навыки, привычки, умения. 1. Важнейшим приемом деятельности является навык.

Навык — это автоматизированное действие, сформированное путем многократного повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Навыки образуются на основе упражнений, многократных повторений действий. В результате происходит количественное и качественное преобразование действий. Произвольные действия превращаются в непроизвольные, автоматизированные.

Различают несколько видов навыков: перцептивные, интеллектуальные и двигательные.

Перцептивный навык — это автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета.

Интеллектуальный навык — автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи, достижения цели.

Двигательный навык — автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движения с целью его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

Навыки формируются с помощью двух методов:

  • методом «проб и ошибок»;
  • через систему сознательных процедур.

Считается, что метод «проб и ошибок» малоэффективен, поскольку он требует длительного времени на освоение навыка и не гарантирует его надежного закрепления.

Высокоэффективной считается выработка навыка через систему сознательных процедур. Так как этот метод основывается на понимании.

В выработке навыка по этой методике осуществляются четыре этапа:

  • Первый этап. Предварительное ознакомление, осмысливание действий, которые выполняются некачественно.
  • Второй этап. Подготовительный этап, на котором действие совершается сознательно, но неумело.
  • Третий этап. Стандартизирующий этап, на котором происходит частичная автоматизация действий.
  • Четвертый этап. Варьирующий (ситуативный) этап, который характеризуется свободным выполнением действия в разных условиях в автоматическом режиме.

Другим важнейшим приемом деятельность является привычка. Это автоматизированное действие, выполнение которого стало потребностью личности.

Привычка, как и навык, формируется путем многократного повторения, но отличается от него. Навык — это возможность выполнения действия, которое в себе не содержит стимуляции к данному действию. Привычка же предполагает побуждение производить данное действие.

Умение. Навык и привычка тесно связаны с умением, под которым понимается освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

В отличие от привычки, оно создает возможность выполнения действия не только в привычных условиях, но и в изменившейся ситуации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)