Профессиональная мотивация

Профессиональная мотивация — это процесс выбора и обоснования способа участия человека в профессиональной деятельности. Мотивационная структура профессиональной деятельности включает в себя цели — будущие результаты, на достижение которых направлена деятельность, потребности, мотивы, побуждающие к действию.

Мотивацию профессиональной деятельности психологи нередко рассматривают как специфический вид мотивации. Считая способность к труду важнейшей особенностью человека, они утверждают, что потребность в труде составляет основу профессионального развития и поведения социализированного индивида.

Мотивы профессиональной деятельности крайне разнообразны — от необходимости материального самообеспечения до получения удовольствия от своего труда. Разнообразие и различие мотивов указывает на комплексную природу этого мотивационного образования, обеспечивающего индивидуально-личностные варианты труда и специфику его продуктов.

В основе профессиональной мотивации персонала лежат определенные психологические закономерности или принципы, к которым могут быть отнесены:

  1. Полимотивированность трудового поведения. Множественность мотивов, влияющих на поведение человека, предполагает существование определенной связи между ними. Между мотивами могут устанавливаться компенсаторные отношения. Недостаточная сила (выраженность) одних мотивов может быть компенсирована или уравновешена действием других. Например, не очень интересная работа может быть привлекательна в силу высокой зарплаты. И наоборот, недостаточно высокая, с точки зрения сотрудника, оплата его труда может компенсироваться возможностью выполнения самостоятельной и творческой работы.
  2. Иерархическая организация мотивов. Более выраженное влияние на поведение оказывают мотивы, в основе которых лежат потребности, имеющие для человека более важное значение и занимающие поэтому более высокое место в иерархической структуре профессиональной мотивации. Положение конкретного мотива в иерархии может изменяться, при этом будет меняться и его влияние на рабочее поведение. Если при начале работы в организации для сотрудника на первый план могут выходить мотивы, связанные с ориентацией на новом месте работы, с установлением личных контактов с коллегами, то позднее, когда сотрудник уже в полной мере освоился на новом месте, может возрастать значение мотивов, связанных с потребностью в должностном и профессиональном росте.
  3. Принцип справедливости. Сотрудники нацелены на установление справедливых отношений с организацией и с другими людьми и стремятся изменить те организационные взаимоотношения, которые они оценивают как несправедливые.

Понятие справедливости является субъективным: это мнение, восприятие или представления сотрудника относительно соответствия его усилий и оценки его трудового вклада со стороны окружающих — коллег и руководства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)