Профессиональная этика адвоката

Мораль в ряду регуляторов общественных отношений зани­мает важное, если не решающее место. Если право, подкреплен­ное государственным принуждением, выступает часто как некая навязанная человеку система норм, далеко не всегда им одобря­емая и исполняемая, то мораль (нормы нравственности), форми­руемая естественным путем, органичнее входит в духовный мир человека и имеет, следовательно, определенные преимущества перед правом.

Видимо, поэтому для менталитета россиянина всегда было характерно настороженное отношение к праву, закону и явная ориентация на совесть как мерило и критерий поведения.

Судопроизводство детально регламентировано нормами процессуального права, но это не означает, что мораль как разновидность социальных норм и как форма общественного сознания вытеснена из судопроизводства.

Одна из первых попыток показать значение нравственных требований для правосудия принадлежит А.Ф. Кони, который в нравственности искал средство «оградить суд от порчи», про­тивопоставить казенному равнодушию чуткое отношение к человеку, способствовать развитию «истинного и широкого человеколюбия на суде».

С тех пор вопросам судебной этики как учению о нравственных идеалах, принципах и нормах, опреде­ляющих нравственное содержание деятельности участников судопроизводства, уделялось и учеными-правоведами, и прак­тиками пристальное внимание.

Интересно
В научной этике, как части философского учения, появился раздел этики профессиональной. После длительных дискуссий пришло понимание того, что профессиональная мораль не есть некая корпоративная мораль, ставящая одну социальную группу над другой, защищая сословные привилегии, отгораживающая нравственным барьером представителей одной профессии от остального мира.

Напротив, профессиональная мораль допол­няет, развивает конкретизирует общенародную мораль. К пред­ставителям той или иной профессии она предъявляет повышен­ные и нередко специфические моральные требования.

Адвокатская этика является частью судебной этики, привле­кающей постоянное внимание в силу многозначности и остроты коллизий, возникающих в практике адвоката-защитника и адво­ката-представителя. О том, что уголовная защита представляет особые поводы для предъявления требований, почерпнутых из области нравственной, отмечал еще А.Ф. Кони.

Необходимо подчеркнуть, что адвокатская этика вовсе не ставит перед собой целей оправдания отступлений от правды и объективности. Она осуждает ложь, крючкотворство, заведомые передержки.

И только она может дать адвокату оружие большой социально полезной силы, уберечь начинающего специалиста от глубоких разочарований, подсказать пути получения истинного мораль­ного удовлетворения от его деятельности.

Нравственное воспитание молодых специалистов (будь то юрист, медик, педагог или ученый) имеет не меньшее значение, чем вооружение их определенной суммой специальных знаний. Именно профессиональная этика в наибольшей степени спо­собна помочь решению этой проблемы.

Можно выделить следующие объективные предпосылки специфики профессиональной этики:

  • наличие своеобразных условий для реализации общих предписаний морали. Эти условия определены характером тру­довых отношений, в частности, характером объекта трудового воздействия. Действие этих условий таково, что существенно меняются последствия соблюдения или несоблюдения той или иной общеморальной нормы, определяя меру ответствен­ности члена профессионального коллектива перед коллективом и обществом;
  • наличие неповторимых, свойственных только данной про­фессии ситуаций, приводящих к возникновению специфических норм нравственности. (Таковы, например, взаимоотношения защитника и обвиняемого, рождающие нравственную коллизию между общественным долгом в обычном понимании и профессиональным долгом, обязывающим к соблюдению так называе­мой адвокатской тайны, интересов доверителя и т.п.). Эти нормы не могут перерасти в общеморальные принципы в силу их част­ного, нетипичного для общества в целом характера. Но они и не противоречат общим принципам морали, поскольку ими опосредуются объективно необходимые отношения, отвечающие общественным интересам;
  • особенности содержания профессионального долга как этической категории. Здесь необходимо видеть специфику целей деятельности представителя той или иной профессии, морально допустимые средства достижения целей, специфику нравствен­ного идеала и нравственных стимулов.

В Положении об адвокатуре РСФСР сформулированы основ­ные требования, предъявляемые к адвокату. Адвокат должен быть образцом моральной чистоты и безукоризненного поведения, обязан постоянно совершенствовать свои знания, повышать свой идейно-политический уровень и деловую квалификацию, активно участвовать в пропаганде права.

Адвокат не вправе при­нять поручение об оказании юридической помощи в случаях, когда в расследовании и решении дела принимает участие долж­ностное лицо, с которым он состоит в родственных отношениях, либо когда он по данному делу ранее оказывал юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам лица, обратившегося с просьбой о ведении дела, или участвовал ранее в деле в качестве судьи, следователя, прокурора, лица, произ­водившего дознание, свидетеля, эксперта-специалиста, пере­водчика или понятого.

Эти правовые нормы, как мы видим, в  значительной мере раскрывают и содержание профессионального долга адвоката.

Нравственными чертами адвоката должны быть обьективность, глубокое уважение к закону и интересам правосудия. Для  защитника, положение которого осложнено тем, что он связан интересами обвиняемого, должно быть одинаково чуждо как оправдание его за счет умаления социальной опасности преступления,  так и преждевременная сдача позиций без борьбы, без использо­вания всех возможностей, предоставленных ему законом.

Стремление адвокатуры к нравственному самоочищению прослеживается на протяжении всей ее истории и выливается, чаще всего в торжественных присягах и попытках создания  нравственных кодексов профессии.

Дореволюционный российский адвокат, вступая в сословие, клялся «не писать и не говорить на суде ничего, что могло бы клониться к ослаблению… доброй нравственности, но честно и добросовестно исполнять обязанности принимаемого на себя звания».

Однако практическая деятельность присяжной адвока­туры далеко не всегда укладывалась в эти заповеди.

В 1908 году Союз американских адвокатов опубликовал «Правила профессиональной этики». Этот обширный документ, состоящий из 70 параграфов, предложил этические рекомен­дации адвокату, кажется, на все мыслимые случаи, могущие возникнуть в профессиональной практике.

Речь в них идет о тактичном отношении к суду и коллегам, о добросовестном отношении к обязанностям, о честности и откровенности, об умеренности в притязаниях на вознаграждение и т.д.

Но существование этих правил не спасает буржуазную адвока­туру от моральной деградации. По свидетельству буржуазных же авторов, стоимость услуг адвокатов непомерно возросла, и адвокат давно превратился в активного участника торговли правосудием.

Эдвард Пэрри в своих «Советах опытного адвоката начинаю­щему» приводит семь принципов защиты, которые можно было бы только приветствовать (честность, мужество, трудолюбие, остроумие, красноречие, рассудительность, чувство товарище­ства), однако за ними скрываются сентенции, далеко не соответ­ствующие нашим представлениям о честности, а торжество справедливости как нравственная цель деятельности им вовсе не упоминается.

Напротив, качества «идеального» адвоката, пропагандируемые Пэрри, вызывают удивление: «Лучше быть сильным и неправым, чем правым и слабым», «Хороший адво­кат – это великий актер» и т.п. Такие нравственные установки могут быть выработаны только в погоне за успехом, достижение которого якобы оправдывает любые средства.

Нравственные кодексы адвокатской профессии разрабатыва­лись во многих странах (в Польше – 1970 г., в Венгрии – 1972 г., в Литве – 1974 г. и др.). Принимались они и отдельными колле­гиями России.

Все эти кодексы представляют несомненный практический интерес, однако в научном плане вызывают замечания: в них не всегда обосновываются специфические нормы нравственности, многие из них декларативны и общи, повторяют или существу­ющие правовые предписания, или простые нормы общечелове­ческой нравственности.

Представляется, что адвокатская этика может быть рассмот­рена как нормативная система с внутренней согласованностью предписаний, имеющая определенную структуру.

Структура адвокатской этики должна включать, на наш взгляд, общие и частные нравственные требования, регулирующие следующие комплексы отношений:

  • отношения адвокатских коллективов и отдельных адвока­тов с гражданами, учреждениями и организациями;
  • отношения адвокатских коллективов и адвокатов с право­охранительными органами и их должностными лицами;
  • отношения внутри адвокатских коллективов.

Взаимоотношения адвоката-защитника с подзащитным могут входить во все три комплекса отношений, а их регулирование составляет центральную и основную часть нормативной системы адвокатской этики.

Нормы адвокатской этики с точки зрения уровня обобщений могут быть общими и частными. Общие нормы мы относим к принципам адвокатской морали.

Особый интерес представляют нравственные принципы дея­тельности адвоката-защитника в уголовном процессе.

В юридической литературе предпринималась попытка из раз­розненных этических рекомендаций, обращенных к уголовной защите, выделить наиболее общие нормы, носящие характер принципов.

Известный советский ученый-процессуалист Н.Н. Полянский писал в этой связи: «Только защита обвиняемого и ни в каком случае не обличение его, правдивость, профессиональная тайна и независимость от подзащитного – таковы, на наш взгляд, четыре начала, определяющие поведение адвоката-защитника на суде».

Значительно позже адвокат В.Д. Гольдинер отнес к числу наиболее принципиальных вопросов адвокатской этики такие, как значение позиции подсудимого для защитника, нравствен­ные проблемы защиты при противоречивых интересах подсуди­мых, проблемы выбора средств и способов защиты, выбор дел и возможность отказа от поручения.

Попытка искать решение нравственных проблем не только в теоретических построениях и сложившейся практике, но и в законодательстве основывается на том бесспорном положении, что деятельность адвоката-защитника протекает преимущест­венно в рамках закона, что в расчет может приниматься только практика, не противоречащая закону, и что характерной чертой отечественного законодательства является освоение и отраже­ние им нравственных норм и ценностей.

Этическая норма приобретает юридически общеобязатель­ную силу лишь тогда, когда она закреплена в правовой норме. Это те ситуации, которые допускают однозначное решение.

Так, правила адвокатской этики запрещают защиту двух обвиняемых с противоречивыми интересами одним адвокатом; запрещают разглашение сведений, полученных адвокатом от обвиняемого доверительно; запрещают отказ от принятой защиты в ходе су­дебного разбирательства.

Интересно
Все эти этические правила нашли отражение в процессуаль­ном законодательстве (статьи 49, 51, 72 УПК РСФСР) и стали общеобязательными. Их соблюдение гарантируется не только принудительной силой права, но и нравственным сознанием защитника.

Вместе с тем бывают ситуации, для которых невозможно однозначное решение. Обычно они связаны с тактикой защиты и взаимодействиями защитника с подзащитным и другими уча­стниками процесса. В этих случаях важнейшими регуляторами поведения являются правовое и нравственное сознание.

К числу таких ситуаций, требующих применения нравствен­ных оценок, обычно относят: проблему выбора адвокатом дел; понятие подлежащего защите так называемого «законного» интереса; предмет тайны доверителя, не подлежащей разглаше­нию; пределы процессуальной самостоятельности адвоката при определении правовой позиции, оценке доказательств, выборе тактических средств защиты.

Достаточно сложной является проблема объективности адво­ката при анализе и оценке доказательств, при истолковании той или иной правовой ситуации. Здесь возможны коллизии с его односторонней функцией, и единственным критерием оказыва­ется нравственное сознание адвоката, его отношение к социальным ценностям, определяющим строй и функционирование правосудия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)