Проблема

В 40-х годах нашего столетия возникла новая область научного знания — нейропсихология, основоположником которой был выдающийся психолог А. Р. Лурия. Она возникла на стыке нескольких научных дисциплин — неврологии, психологии, физиологии, психофизиологии, анатомии мозга и др.

Основной задачей нейропсихологии является изучение мозговых основ высших психических процессов и вклада работы мозга в целом, каждой отдельной его зоны и уровня его организации в формирование и протекание высших психических функций (ВПФ). Ее клиническими задачами являются изучение структуры и механизмов нарушения ВПФ и связь нарушений ВПФ с определенными зонами мозга.

В ряду других наук, изучающих проблему «мозг и психика», нейропсихология занимает особое место, т. к. с помощью своих специфических методов она может подойти к решению проблемы строения ВПФ и их связи с мозгом. А. Р. Лурия писал, что нейропсихология «… впервые сделала целью научного исследования изучение роли отдельных систем головного мозга в осуществлении психической деятельности».

Успех лурьевской нейропсихологии связан с тем, что она перешла от описания дефекта к его анализу. Это стало возможным благодаря разработанному А. Р. Лурией и его сотрудниками кон18
цептуальному аппарату нейропсихологии, они сформулировали строгую научную концепцию о мозговых механизмах психической деятельности человека.

Теоретическая платформа отечественной нейропсихологии представляет собой логически стройный понятийный аппарат, состоящий из ряда взимосвязанных категорий, объединяющих современные представления в психологии, физиологии, неврологии и ряде других наук о мозге.

Создание нейропсихологии было подготовлено, с одной стороны, успехами отечественной психологии, новыми представлениями Л. С. Выготского о генезисе и строении ВПФ, а с другой — успехами отечественной физиологии, науки о мозге, неврологии — работами А. А. Ухтомского, А. И. Введенского, И. М. Бехтерева, И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна.

Первые идеи и экспериментальные разработки по клинической психологии, в т. ч. и нейропсихологии, принадлежали Л. С. Выготскому, выдающемуся ученому и создателю новой отечественной психологии.

Разработка вопроса системного строения психических функций, а также и изучение тех последствий, к которым приводят очаговые поражения мозга, позволили ему подойти к решению вопросов о системном строении психической деятельности и том значении, которое имеет тот или иной участок мозга в осуществлении сложных форм психики.

Уже Л. С. Выготский указал на то, что определенные участки мозга, и особенно мозговой коры, имеют значение для построения высших психических функций. Им было выдвинуто и важнейшее положение о том, что функциональное значение каждого участка коры мозга для всей системы психических процессов оказывается неодинаковым на различных этапах развития.

У взрослого человека с уже сложившимися функциональными системами и развитым анатомическим строением мозга и у ребенка, психика и мозг которого находятся в развитии, одна и та же функция будет иметь разную локализацию в коре мозга, и нарушение этой функции будет протекать по-разному и иметь разные механизмы у взрослого и ребенка. Л. С. Выготский впервые внес в психологию научную генетическую концепцию в вопросе локализации ВПФ в мозге.

Эти и ряд других психологических концепций послужили началом и основой для развития А. Р. Лурией и его учениками нейропсихологии, ее задач, понятийного аппарата и методов исследования мозговых основ высших психических функций

Узнай цену работы

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)