Проблема идентичности

Начиная с середины 70-х гг. XX в. в связи с активизацией национальных меньшинств, этнонациональных и религиозных движений в западноевропейских странах, усилением этномобилизационных процессов, расширяющимся потоком иммигрантов образ национального, гражданского единства и благополучия оказался несколько поколебленным.

Возникла необходимость переосмысления ситуации в обществе, испытавшем значительный приток нового инокультурного и иноязычного населения.

Это было тем более важно, что Европа шла к объединению, к интеграции, к созданию Европейского сообщества. Сегодня, когда объединение состоялось по многим направлениям, включая введение единой денежной единицы, эти проблемы вновь напомнили о себе.

Интересно
В ноябре 2005 г. Париж и некоторые французские города захлестнула волна беспорядков, названная журналистами «арабским бунтом», так как протестовала именно арабская молодежь, среди которых значительная часть была «французами» уже во втором поколении, но были недовольны своим положением в обществе, неравенством.

Этническое происхождение и религиозная принадлежность «французских арабов», очевидно, вступила в противоречие с их национальным гражданским статусом. Незадолго до этого во Франции вступил в действие закон, запрещающий в государственных образовательных учреждениях использовать в одежде знаки религиозной принадлежности.

И хотя значительная роль в указанных беспорядках принадлежит криминальным элементам, группировкам, подталкивавшим молодежь к бунту, этноконфессиональная принадлежность оказалась чрезвычайно благодатной почвой для этого.

События во Франции породили поток дискуссий и в российских СМИ, вновь заострив проблему притока в страну значительного числа иммигрантов из бывших азиатских советских республик.

Одним из любопытных ракурсов этих дискуссий связан с идеей «глобального противостояния» христианской и мусульманской цивилизаций и «наступлением» второй.

Эта сугубо политическая идея, способная породить усиление «евронационализма», безусловно, может быть опровергнута или принята только на основе серьезного комплексного научного анализа этнокультурной, этноконфессиональной, демографической, политической ситуации в различных странах.

Значимость этнологического знания здесь становится особенно велика.

И хотя с конца 90-х гг. XX в. в мировой антропологии наблюдается некоторый спад интереса к теоретическому рассмотрению проблемы этничности, последние политические события еще раз доказали важность и актуальность научного изучения этой категории.

При обращении к ней необходимо иметь в виду и определенные языковые расхождения. Так, в английском языке ethnicity, как правило, означает этническую группу, а у нас рассматривается как некое качество, подобное социальности, религиозности и т.п.

Во франкоязычных странах употребляется другой аналог этничности — «этнии» как языковые и территориальные общности, отличающие себя от других. К ним, очевидно, относятся и упомянутые «французские арабы».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)