Проблема самосохранения этноса

Каждая наука, пытающаяся изучать человека, обязательно опирается на определенную философскую базу, определенное понимание сущности человека. Поэтому философская антропология служит фундаментом педагогики, в частности этнопедагогики.

Антропологический принцип педагогики ориентирует на возвышение роли человеческого фактора, ведет к росту социальных ожиданий относительно единичного человека, способствует учету его особенностей, интересов, предпочтений, потребностей, возможностей в становлении личности.

Педагогическая антропология базировалась на идее природообусловленного саморазвития как важной потребности «осуществления себя», «образования себя». Еще Аристотель отмечал, что развитие самого себя — это реализация основной тенденции человеческой природы — тенденции, проявляющейся в самых элементарных человеческих действиях и реакциях.

У Дж. Дьюи мы находим идею, что в педагогике следует различать линию формирования и линию саморазвития. Он утверждал, что цели воспитания личности не могут быть заданы никем, кроме нее самой: хорошая цель — та, которая исходит от самих воспитуемых, от их природообусловленного саморазвития.

Саморазвитие само по себе — моральная цель и ценность, природообусловленный внутренний механизм реализации сущностных сил человека, а при определенных условиях — устойчивое свойство личности, обнаруживающее себя в стремлении к самовозвышению, самопознанию, самосохранению.

Самосохранение — общий термин, используемый для обозначения любых моделей поведения, направленного на увеличение шансов выживания организма.

К примеру, стремление человека к самосохранению с наклонностью к борьбе и самозащите как проявление элементарных психических способностей. Некоторые способности из перечня, составленного Й. Галлем еще в XIX в., получили не только теоретическое, но и эмпирическое подтверждение в работах великих психологов XX в.

Интересно
В проблеме самосохранения в единый комплекс связываются вопросы духовной культуры личности, ее судьбы, места в обществе и предназначенность. В первобытном обществе человек принадлежал своему роду, преобладало общественное (стадное) чувство, что позволяло выжить.

Среди очень многих человекоподобных видов выжил тот, в котором было сильно развито чувство взаимной поддержки, тот, у кого чувство общественного самосохранения брало верх над чувством сохранения личного, которое могло иногда приносить ущерб роду или племени.

Из общественного инстинкта вырабатывались первые ценностные ориентации и нравственные чувства, направленные исключительно на общественные интересы. У первобытных людей поступки считались хорошими или дурными, смотря по тому, насколько они могли быть непосредственно полезны племени, а не виду или отдельному члену племени (Ч. Дарвин).

Человек существовал только как единица рода, принадлежность роду, и родовые представления определяли его индивидуальные интересы. Таким образом, самосохранение рода — подчинение личного общественному. Речь здесь идет об осознании факта сосуществования человечества и долга человека перед самим собой за собственное существование.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)