Принципы и признаки корпоративной культуры

Корпоративная культура — это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.

Принцип (от лат. «начало, основа») 

  1. основное исходное положе- ние какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, политической организации и т. д.;
  2. внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности,
  3. основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора.

Принципы, на которые, на наш взгляд, следует опираться, исследуя и оценивая состояние корпоративной культуры, можно определить следующим образом:

  1. научность, использование достижений научных дисциплин, имеющих своим объектом человека, социальные общности, организации, труд;
  2. системность в восприятии объектов исследования и управления и факторов, влияющих на поведение объектов и элементы их культуры;
  3. гуманизм, основывающийся на признании личности наивысшей ценностью, а духовности — целью и средством развития личности и общества;
  4. представление корпорации как части общества, как коллективного члена сообщества;
  5. профессионализм, предполагающий у исследователя и управленца наличие адекватного образования, опыта и контекстуальных навыков, позволяющих эффективно управлять корпоративной культурой.

Основные признаки культурной корпорации:

  • культурная корпорация — это современная организация по всем факторам культуры (материальным и духовным);
  • это гармоничная организация, в которой отдельные элементы культуры по уровню своего развития, по направленности, по идеям, целям, задачам, способам достижения целей соответствуют друг другу;
  • это организация, живущая по закону, а не «по понятиям»;
  • это опирающаяся на современные достижения наук социально- экономическая и техническая система;
  • это организация, в которой людей воспринимают как главную ценность и, следовательно, организуют взаимодействие между людьми и группами на психологическом уровне, поскольку самое ценное в человеке — его душа (такой взгляд на работников корпорации, или точка зрения, или нравственная позиция руководителя, или подход может быть назван системным социально-психологическим подходом);
  • это развивающаяся организация, строящая свои отношения с субъектами внутренней и внешней среды на основе понимания их системной сущности и уникальности и не жалеющая усилий на получение все новых и новых знаний о деловых партнерах и сотрудниках для их лучшего понимания.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)