Принципы формирования и развития рыночных отношений

Рынок – это система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена. Она направлена на оздоровление экономики и основана на определенных принципах, главным из которых является принцип свободы экономической деятельности.

Обратимся к рассмотрению наиболее значимых принципов:

  1. Принцип свободы выбора (экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности, профессионального выбора для каждого желающего работать, потребительского выбора для каждого покупателя в пределах его финансовых возможностей) в рамках соблюдения законности. Стимулом экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности и рыночного выбора выступает экономический интерес. Предприниматели заинтересованы в максимизации прибыли (или минимизации издержек производства), владельцы факторов производства – в получении высокого дохода от их использования в сфере бизнеса, а потребители – в оптимизации выгоды при покупке необходимых им товаров и услуг. Свобода предпринимательства, свобода выбора и личный интерес формируют отношения состязательности, конкуренции между участниками рыночного обмена. Эти отношения реализуются через систему рыночных цен, которая отражает предпочтения потребителей и заставляет предпринимателей и владельцев производственных ресурсов приспосабливаться к ним.
  2. Принцип конкуренции. Без конкуренции рыночный механизм не работает. Между отдельными предприятиями должна быть конкуренция. Она необходима во избежание монополизации и захвата рынка. Конкуренция – одно из самых эффективных и действенных средств возбуждения деловой активности, использования достижений научнотехнического прогресса, повышения качества продукции (работ, услуг), удовлетворения меняющихся запросов потребителей. В конкурентной экономике у потребителя есть право выбора, и посредством своего выбора он осуществляет контроль над производителем продукции (работ, услуг), определяет качество, диктует фактический уровень издержек. Еще один важный момент, связанный с ролью конкуренции в сбалансированной рыночной экономике, касается психологической мотивации. Когда осуществляется переход к так называемым экономическим методам управления, к предоставлению самостоятельности, с точки зрения общественной психологии экономические стимулы рассматриваются как положительные (появятся дополнительная прибыль, собственные фонды, ускорится обновление производства и т. п.). В рыночной же экономике самым эффективным является негативный стимул. Так, угроза потерять работу, долю рынка действует гораздо эффективнее, нежели положительный стимул.
  3. Принцип сегментирования рынка. Сегментирование, являющееся обязательным исходным пунктом в изучении рынка, представляет собой разделение его на четкие группы покупателей (потребителей), для которых могут потребоваться отдельные товары (услуги) или специфические комплексы маркетинга, а также выделение частей (сегментов) рынка, являющихся сферой деятельности фирм-конкурентов. Сегментирование рынка товаров (услуг) может осуществляться применительно к территориям (город, село, район), может происходить с учетом возрастных, социальных характеристик покупателей, их доходов (выше среднего уровня, средний уровень, уровень прожиточного минимума, ниже уровня прожиточного минимума). Сегментирование рынка можно проводить и непосредственно по содержанию товара (услуги). Например, выделяются две большие группы услуг – жилищные и коммунальные. И внутри каждой из этих групп определяются свои сегменты. Сегментирование может осуществляться также по принципу определения доли той или иной группы производителей товаров (услуг), т. е. в зависимости от формы собственности.
  4. Принцип адресности в предоставлении льгот и субсидий малоимущим слоям населения. На практике необходимо реализовать переход от дотаций производителей товаров (услуг) к адресной социальной защите низкодоходных категорий населения при оплате товаров (услуг) и обеспечить дополнительное поступление финансовых средств за потребленные товары (услуги) за счет высокодоходных категорий населения.
  5. Принцип обязательной платности и бесплатности, актуальный для рынка производителя. Так, рынок жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) молодой, имеет непродолжительную историю существования. Несмотря на то что эти услуги в дореформенный период были платными, они не выступали как товар в обычном понимании этого слова. Реальная стоимость услуги, по существу, не принималась во внимание, и все затраты предприятий по оказанию услуг компенсировались в основном из бюджетных средств. Не функционировал механизм взаимодействия спроса и предложения и влияния на них цены. Между тем, говоря о рынке ЖКУ, необходимо учитывать не только объемы услуг в стоимостном выражении в зависимости от спроса и предложения, но и саму динамику предоставления услуг по их отдельным видам. Предложение услуг может различаться как в зависимости от изменения их цены, так и под влиянием размеров инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс. Ликвидировать сохраняющуюся несправедливость в оплате жилья различными категориями населения в зависимости от их доходов можно за счет обеспечения регулирования платы для всех групп населения. Критерием регулирования служит доля расходов на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи, а для высокодоходных категорий населения – стоимость этих услуг. Также на практике необходимо изменить роль федерального стандарта уровня платежей граждан и рассматривать его как инструмент межбюджетных отношений при расчете трансфертов и их корректировке в зависимости от достигнутых на территории социально-экономических результатов. В данном случае увеличивается значение введения дифференцированного подхода к установлению тарифа на оплату ЖКУ: второго и большего жилья; жилья в зависимости от параметров качества; коммунальных услуг, потребляемых сверх норматива.
  6. Принцип свободного рыночного ценообразования. На рынке цена формируется в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения. Продавец стремится продать товар подороже, покупатель – купить товар подешевле. В результате достижения баланса этих двух прямо противоположных интересов и устанавливается рыночная цена. Рыночные цены принято трактовать как свободные, и может показаться, что они способны расти беспредельно, однако мощным регулятором цен выступает конкуренция. В нормально функционирующей экономике цена на свободном рынке не опускается ниже себестоимости и не поднимается выше суммы себестоимости и прибыли, соответствующей среднему нормативу рентабельности.
  7. Принцип договорных (контрактных) отношений. Этот принцип означает переход от управления по вертикали к управлению по горизонтали, т. е. на основе соглашения между равноправными экономическими субъектами. На контрактные условия переводятся система найма и увольнения работников, оплата их труда, материально-техническое снабжение и кредитование предприятий (организаций). Отношения подчиненности заменяются отношениями партнерства. Вопросы защиты прав потребителей, в том числе и потребителей ЖКУ, регламентируются Законом РФ «О защите прав потребителей», правилами пользования жилыми помещениями и предоставления коммунальных услуг, действующими в Российской Федерации, и другими законами и нормативными актами. Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, вытекающие из договоров, а также предусматривает имущественную ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных или иных недостатков товара (работ, услуг); при этом право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков, признается за любым потерпевшим потребителем независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет. Исключение составляют случаи, когда исполнитель может доказать, что вред является следствием непреодолимой силы или нарушения потребителем правил пользования или хранения.
  8. Принцип формирования у разных социально-экономических групп различных стандартов и типов предпочтений. Так, ранее построенное жилье уже не может удовлетворять потребности населения по своим архитектурно-строительным и конструктивно-планировочным характеристикам, уровню благоустройства, месту расположения и другим параметрам. В результате снижается потребительская и, следовательно, стоимостная оценка жилищного фонда. Отсутствие в жилом строении таких видов благоустройства, как горячее водоснабжение, централизованное отопление, ванные комнаты, а также коммунальное заселение воспринимаются как серьезные потребительские дефекты, которые не могут не влиять на ценность данного жилья.
  9. Принцип государственного регулирования рынка и рыночных отношений. Любая рыночная экономика в цивилизованном государстве регулируема. Вопрос может быть поставлен лишь о мерах и способах государственного воздействия на рынок и их законодательном оформлении, т. е. о подготовке подкрепляющих их юридических актов. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные (муниципальные) программы, система налогообложения, финансово-кредитная и банковская системы, трудовое законодательство, ценовые ограничения, антимонопольные меры. Система регулирования должна предусматривать ответственность регулирующего органа за принимаемые решения и его отчетность. Кроме того, необходимо разработать правила обжалования его решений в арбитражном суде.
  10. Принцип приоритета потребителя. В рыночной экономике ценовой механизм и система конкуренции вызывают соперничество между производителями в борьбе за покупателя (потребителя). Появляется особый вид ответственности перед потребителем, ибо его потеря означает снижение дохода, прибыли, а иногда и банкротство фирмы.
  11. Принцип взаимозаменяемости работ (услуг) как по производству, так и по потреблению. При определении взаимозаменяемости работ (услуг) как по производству, так и по потреблению следует учитывать возможную необходимость использования экономически нецелесообразных в обычных условиях способов их производства и потребления, а также влияние подобных замен на рынок работ (услуг) других подотраслей. Например, при авариях систем теплоснабжения возможно использование электронагревательных приборов, что, в свою очередь, ведет к резкому росту потребления (спросу) на рынке электроснабжения.

Основные принципы формирования и развития рыночных отношений, организации процесса взаимодействия субъектов рынка согласно неоклассической и неоинституциональной экономическим теориям и их краткая характеристика представлены в табл. 2.2.

Принципы формирования и развития рыночных отношений

Сформулированные принципы направлены на упорядочение взаимоотношений, возникающих между субъектами в процессе предоставления товаров (услуг) разным группам потребителей. Данные принципы определяют границы и нормы поведения субъектов хозяйствования. Их ясное видение позволяет выявлять наиболее узкие места вновь формирующихся взаимодействий и судить о степени соответствия тех или иных процессов этим принципам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)