Бизнес-планирование в инвестиционном проектировании
Предметом инвестиционной деятельности в сфере производства является создание новых организаций, предприятий; расширение производства в рамках действующего предприятия, реконструкция технической базы производства, техническое перевооружение и модернизация технологического оборудования.
При этом учитываются условия получения наибольшего экономического эффекта на основе прогнозирования конъюнктуры рынка, разработки стратегии маркетинга, формирования финансовой, организационной политики при реализации проектного предложения, обоснования инвестиционной программы.
В бизнес-плане решаются следующие конкретные задачи:
- формируется инвестиционная программа проектного предложения нового бизнеса с анализом возможных вариантов;
- определяются формы и условия реализации проектного предложения;
- прогнозируются условия производства продукции (услуг) предприятиями, формируемыми на данной территории, получения ими прибыли, а также финансовых поступлений в бюджет (налоги, сборы, выплаты и др.);
- определяются показатели экономической (коммерческой и бюджетной) эффективности проектного предложения, а также его социальной и экологической результативности;
- разрабатывается стратегия маркетинга;
- формируется финансовый и организационный план реализации инвестиционного проекта;
- уточняются типы коммерческих рисков и условия страхования. На предпроектной стадии:
- проводятся первичные маркетинговые исследования среды бизнеса;
- изучается функциональная направленность проектируемой хозяйственной деятельности с точки зрения требований к территориальному местоположению производства;
- оценивается состояние собственных или арендуемых основных средств по месту расположения создаваемого предприятия, уточняется наличие и оценивается состояние транспортных сетей, инженерно-коммуникационной инфраструктуры и разрабатываются предложения по направлениям и объемам ремонтно-строительных работ (с расчетом необходимых инвестиций).
С учетом предпроектных исследований среды бизнеса формируется концепция предпринимательского замысла. Бизнес-план, как правило, разрабатывается в три этапа. На первом этапе осуществляется сбор и анализ исходной информации, формируется стратегия маркетинга, а также прорабатываются альтернативные варианты технологического способа осуществления проектных решений.
На втором этапе формируется инвестиционная программа, в составе которой производятся расчеты единовременных затрат с распределением их по направлениям инвестиционных вложений, источникам финансирования, пусковым очередям строительства и монтажа. На третьем этапе на основании исходной информации моделируется производственно-хозяйственная деятельность на расчетный период, определяемый жизненным циклом проекта. Выполняются расчеты экономической эффективности инвестиционного проекта.
Бизнес-план включает в себя следующие разделы:
- Резюме. В резюме внимание должно быть нацелено на главные результаты и выводы бизнес-плана в целом и каждого его раздела, включая возможный риск и пути его преодоления.
- Оценка рыночной конъюнктуры. Содержится общая характеристика современного состояния и тенденций макроэкономических процессов в сфере данного бизнеса; прогноз динамики спроса на аналогичные товары (услуги), анализ уровня цен, возможностей удовлетворения спроса; прогноз коммерческой деятельности фирм, привлекаемых к организации и развитию данного бизнеса.
Взвешенная оценка методом PEST-анализа позволяет выразить количественно зависимость проекта от факторов макросреды (таблица).
В условном примере уровень зависимости составляет 3,2. Зоной риска данного проекта являются социально-экономические и политико-правовые факторы.
Стратегия маркетинга. Раздел включает описание целей, маркетинговой ситуации, программы осуществления стратегии (состав, содержание и последовательность мероприятий по ее реализации), влияния на принимаемые решения положительных и отрицательных факторов (инфляционных процессов, возможных рисков и т. п.), формирования ценовой политики, путей адаптации, мероприятий и средств их реализации применительно к изменяющейся маркетинговой ситуации.
Микросреду функционирования предприятия составляют наиболее контролируемые факторы повседневной реальности. Аналитической основой определения сильных и слабых сторон проекта, использования возможностей и выявления угроз микросреды служит метод так называемого SWOT-анализа (рисунок).
- Организационно-производственный блок разделов. Содержится описание инвестиционной программы с подразделением на блоки и этапы организации и развития бизнеса.
- Финансовый блок разделов. Предусматривается расчет инвестиционных и текущих затрат, доходов от производственно-хозяйственной деятельности за весь жизненный цикл осуществления проекта.
- Определение затрат. Приводится расчет единовременных и текущих затрат по реализации проектного предложения с учетом дисконтирования и прогнозируемых индексов инфляции. Показатели затрат подразделяются по источникам финансирования, при необходимости – с выделением бюджетных и внебюджетных средств.
- Определение доходов. С учетом направлений, запланированных объемов хозяйственной деятельности, расчетов себестоимости продукции, принятых в проекте условий ценообразования, систем налогообложения определяются финансовые результаты производственнохозяйственной деятельности проектируемого предприятия.
- Формирование потока чистых средств. Приводится расчет потока чистых средств, образованных в результате инвестиционной, операционной и финансовой деятельности, осуществляемой в процессе развития бизнеса, реализации товаров (услуг), с распределением по годам расчетного периода нарастающим итогом, начиная с первого года инвестирования. Поток чистых средств формируется на основе балансов единовременных и текущих расходов (активов и пассивов), поступлений в бюджет, выплат по кредитным обязательствам, страховых выплат и т. п.
- Оценка экономической (бюджетной, коммерческой) и социальной эффективности инвестиций. Приводится расчет показателей эффективности: чистого дисконтированного дохода, срока окупаемости проекта, индекса доходности, внутренней нормы доходности, точки безубыточности проекта и др.
- Страхование коммерческого риска и юридическая защита. Определяются типы рисков, условия их возникновения, возможный ущерб. Рассматриваются возможности предотвращения (снижения) рисков, формы и условия страхования, величина страховых выплат.
Информационное обеспечение бизнес-плана включает в себя сбор, систематизацию и анализ исходных данных, служащих основой для выработки основных положений бизнес-плана. Состав и содержание исходной информации, источники ее получения определяются заданием на разработку бизнес-плана. Полученная информация позволяет уточнить концепцию проектного предложения, подготовить альтернативные варианты.
- Понятие, виды налогов и элементы налогообложения
- Методические подходы к оценке инвестиционных рисков
- Методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов
- Предмет, задачи и содержание экономического анализа хозяйственной деятельности
- Функции и виды цен
- Группировка затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции
- Классификация затрат на производство и реализацию продукции
- Финансовые ресурсы предприятия и их источники
- Резервы и факторы повышения производительности труда
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу