Принцип гуманизма

Слова «гуманизм» и «гуманность» имеют одно и то же происхождение, от лат. humanus – «человечный». Гуманизм – это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность – желаемой нормой отношений в обществе. Гуманность, человечность – идеал различных направлений гуманизма.

Понятие «гуманизация», широко используемое в наше время, подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Целью гуманизации является развитие ценностных способностей, чувств и разума человека, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру.

Понятие гуманизма развивается во взаимосвязи с понятием «человек». В современном определении гуманизма мы возвращаемся к философским, психологическим, педагогическим гуманистическим традициям (Н. Бердяев, В. Соловьев, В. Вернадский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, К. Ушинский, В. Сухомлинский и др.), согласно которым сущность человека никогда не сводилась только к биологическим или социальным сторонам жизни, она всегда наполнена духовными отношениями.

Наибольшего расцвета идеи гуманизма в педагогике и социальной педагогике получили развитие в период Возрождения, хотя идеи гуманистического воспитания прослеживаются в высказываниях и античных философов (Сократа, Платона, Аристотеля и др.). Идеалом гуманистического воспитания была свободная, всесторонне развитая личность.

Интересно
В сочинениях Томаса Мора (1478–1535), Франсуа Рабле (1483–1536), Мишеля Монтеня (1533–1592) и др. раскрывалось содержание воспитания и были предприняты попытки разобраться в сущности и средствах гуманистического воспитания: от наставления и примера до самоанализа и самовоспитания. Общим для педагогов-гуманистов был взгляд на человека, его природу и воспитание.

По мнению М. Монтеня, в ребенке прежде всего нужно воспитывать просвещенного человека; поскольку наихудшие пороки зарождаются в самом нежном возрасте, нужно избегать ошибок семейного воспитания; недостаточно только того, чтобы воспитание не портило детей, нужно, чтобы оно изменяло ребенка к лучшему, чтобы воспитанники стремились к самопознанию и самосовершенствованию, чтобы они умели делать все без исключения, но любили делать только хорошее.

С позиций современного гуманизма благо человека – это критерий оценки всех социальных явлений действительности.

Гуманизм отражает социальную действительность с точки зрения не сущего, а должного и предъявляет обществу и отдельным его представителям высокие требования достойного, уважительного отношения к человеку, признания его самой высокой ценностью на земле.

В современной педагогике и социальной педагогике рассматривается процесс обновления воспитания на основе ценностей общечеловеческой и национальной культуры, установки на воспитание личности с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами.

Ведущее проявление гуманизма – любовь к детям и воспитание любви в детях. Все произведения выдающихся классиков педагогики и социальной педагогики проникнуты любовью к детям. Приведем лишь несколько примеров.

Уже упоминавшийся И.Г. Песталоцци, создавший приют для беспризорных и стремившийся сделать его большой семьей, в письме одному из своих друзей писал: «Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они».

Януш Корчак, воспитатель сиротского дома в варшавском гетто во время Второй мировой войны, совершил героический подвиг. Гитлеровцы обрекли несчастных детей на гибель в печах Тремблинки. Когда Я. Корчаку предложили выбрать: жизнь без детей или смерть вместе с ними, он без колебаний и сомнений выбрал смерть.

Когда ему гестаповец сказал, что они знают его как хорошего врача и ему не обязательно идти в Тремблинку, тот ответил: «Я не торгую совестью». Он пошел на смерть вместе с детьми, успокаивал их, заботясь о том, чтобы в сердца малышей не проник ужас ожидания смерти. Смерть во имя любви к детям – изумительной нравственной силы подвиг, совершенный Я. Корчаком.


Любовь к детям – основной смысл жизни такого выдающегося педагога, как В.А. Сухомлинский, не случайно его славный труд называется «Сердце отдаю детям». Вниманием, заботой, любовью проникнуты произведения Ш.А. Амонашвили: «Гуманная педагогика», «Педагогическая симфония». Можно продолжить этот список людей, бескорыстно преданных детям и любящих их.

Социальному педагогу вместе с другими специалистами (учителями, воспитателями, психологами и др.) нужно не только любить детей, но и научить их любить людей: своих мать и отца, братьев и сестер, друзей и всех тех, кто живет с ними. Любить, чтобы понимать и быть понятыми, любить, чтобы сотрудничать, любить, чтобы творить добро.

Интересно
Гуманистические идеи в социальной педагогике требуют особого внимания, если в поле зрения находятся дети, имеющие отклонения в развитии. Это особенно ярко отразил в своих произведениях А.В. Суворов. Говоря о гуманизме, он сравнивает его с понятиями милосердия и благотворительности.

Милосердие, как уже отмечалось ранее, это готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия; благотворительность – деятельность, направленная на оказание безвозмездной помощи человеку, нуждающемуся в ней.

Казалось бы, в отношении людей, которые имеют отклонения в развитии, гуманное общество должно проявлять заботу в виде благотворительности и милосердия. Однако в своих работах А.В. Суворов иначе оценивает эти проявления общества.

Милосердие по отношению к инвалиду он понимает как жалость. Гуманизм же – это сочувствие ему как человеку, попавшему в более сложное положение, чем другие люди.

Суворов говорил: «Милосердие – это односторонняя опека инвалида, превращающая его в объект обслуживания. Тем самым инвалид лишается всех прав, кроме одного – «права» на благодарность за благодеяние, за то, что вообще из «милосердия» ему позволено физически существовать.

Гуманизм – это совместное (помогающих и нуждающихся в помощи) осмысление и решение всех возникающих проблем». Милосердие фактически разделяет людей на инвалидов и не инвалидов: «они» – большой мир нормальных людей и «мы» – убогий инвалидный мирок, общечеловеческая культура и инвалидная субкультура.

Гуманизм, наоборот, это интеграция, объединение, слияние всех людей в одном общечеловеческом коллективе, где у каждого временно или постоянно могут быть какие-либо трудности, проблемы, независимо от того, какой это человек. Только решение этих проблем может происходить по-разному с учетом особенностей того или иного человека.

Гуманизм предполагает принципиальное признание равенства всех и личностной полноценности, осуществляемое вопреки тем или иным отклонениям, но с их учетом. Таким образом, по мнению А.В. Суворова, инвалид воспринимается при проявлении милосердия как пассивный объект обслуживания, в случае же гуманизма – как активный и даже главный решатель собственных проблем при помощи и взаимопомощи окружающих.

К сожалению, в нашем обществе распространено отношение к инвалиду именно как к человеку, который нуждается в милосердии. Такое отношение общества к людям с проблемами, действительно, выделяет их в особую группу и в то же время формирует определенную, иждивенческую психологию у самих этих людей, ориентированную на получение для себя каких-либо привилегий, льгот.

Гуманное отношение к такой категории людей требует, прежде всего, достойного, равноправного отношения к ним, в котором милосердие может и должно выступать как помощь в преодолении трудностей, возникающих у инвалида.

То же самое можно отнести к детям, имеющим отклонения в поведении. Такие дети у большинства населения вызывают чувства жалости и сострадания, и поэтому первое желание людей – проявить благотворительность.

Не случайно дети, попадающие в приемники-распределители (центры временной изоляции), от каждого посещения взрослых ожидают, какие подарки им принесут. И на это направлена деятельность общества.

Представители различных конфессий, властных структур, просто граждане, желающие помочь таким детям, оказывают им в первую очередь материальную помощь, тогда как гуманное отношение требует уважения к ним, признания их человеческого достоинства, поиска путей, помогающих им преодолеть свои проблемы.

Гуманное отношение к детям включает любовь к ним, заинтересованность в их судьбе, оптимистическую веру в их способности, общение, основанное на доверии, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам. Гуманное отношение предполагает уважение права ребенка на свободный выбор, ошибку, собственную точку зрения.

Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил:

  • достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;
  • признания права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к ним отношения (уважать – значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией);
  • помощи ребенку, имеющему проблемы, в воспитании уважительного отношения к себе и окружающим людям, в формировании позиции «Я сам», желания самому решать свои проблемы;
  • понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на открытости общества для детей и детей для общества;
  • стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных детей; при подготовке детей-инвалидов к жизни в обществе должна быть продумана система общения таких детей со взрослыми и детьми.

Итак, в основе принципа гуманизма в социальной педагогике лежит признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)