Предмет, задачи и методы педагогики

Исторически педагогика развивалась как наука о воспитании детей (от греч. «пайдос» — дитя и «аго» — вести. «Пайдагогос» — «детоводитель»). В Древней Греции это был раб, который брал за руку ребенка господина и сопровождал его в школу.

Постепенно термин «педагогика» стал употребляться в более общем значении: «вести ребенка по жизни», воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие.

Накопление знаний привело к тому, что педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей (такое понимание сохранилось до середины XX в.). Однако данная наука актуальна и для взрослых. В современном понимании педагогика — это наука о воспитании, обучении и развитии человека.

Предмет педагогики включает такие составные части как воспитание, обучение, развитие, психологическую подготовку, образование (самообразование и самовоспитание).

Воспитание — это процесс планомерного и целенаправленного воздействия на сознание, чувства, волю индивида с целью формирования профессиональных качеств, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений; развитие морально-политических, психологических и физических качеств, навыков и привычек поведения, соответствующих современным требованиям жизни.

Обучение — организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия обучающих и обучаемых, направленный на усвоение последними знаний, навыков, умений, развитие их умственных и потенциальных возможностей, закрепленных навыков самообразования.

Образование — результат обучения, формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах; объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел человек.

Главный критерий образованности — системность знаний и мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в сфере познания с помощью логических рассуждений.

Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических. Оно подразумевает некую законченность личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Интересно
Развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме индивида. Оно связано с постоянными переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, низшего к высшему.

Наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физические, психические, духовные, социальные и другие стороны.

Психологическая подготовка — организованный процесс формирования у людей положительного, рационального отношения к жизни и деятельности, внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на пути. Она осуществляется в ходе обучения и воспитания и, кроме того, требует специальных учебно-воспитательных мероприятий.

Самообразование — целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, приобретению новых навыков и умений.

Задачи педагогики:

  1. Научное обоснование развития системы образования, содержания обучения и воспитания.
  2. Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
  3. Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания.
  4. Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
  5. Развитие содержания и методики самообразования и самовоспитания.
  6. Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей совершенствования его профессионализма.
  7. Разработка методических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Самовоспитание — активная деятельность, способствующая формированию и развитию положительных и устранению негативных качеств личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)