Предмет, задачи и методы педагогики
Исторически педагогика развивалась как наука о воспитании детей (от греч. «пайдос» — дитя и «аго» — вести. «Пайдагогос» — «детоводитель»). В Древней Греции это был раб, который брал за руку ребенка господина и сопровождал его в школу.
Накопление знаний привело к тому, что педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей (такое понимание сохранилось до середины XX в.). Однако данная наука актуальна и для взрослых. В современном понимании педагогика — это наука о воспитании, обучении и развитии человека.
Предмет педагогики включает такие составные части как воспитание, обучение, развитие, психологическую подготовку, образование (самообразование и самовоспитание).
Воспитание — это процесс планомерного и целенаправленного воздействия на сознание, чувства, волю индивида с целью формирования профессиональных качеств, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений; развитие морально-политических, психологических и физических качеств, навыков и привычек поведения, соответствующих современным требованиям жизни.
Образование — результат обучения, формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах; объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел человек.
Главный критерий образованности — системность знаний и мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в сфере познания с помощью логических рассуждений.Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических. Оно подразумевает некую законченность личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.
Наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физические, психические, духовные, социальные и другие стороны.
Психологическая подготовка — организованный процесс формирования у людей положительного, рационального отношения к жизни и деятельности, внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на пути. Она осуществляется в ходе обучения и воспитания и, кроме того, требует специальных учебно-воспитательных мероприятий.
Самообразование — целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, приобретению новых навыков и умений.
- Научное обоснование развития системы образования, содержания обучения и воспитания.
- Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
- Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания.
- Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
- Развитие содержания и методики самообразования и самовоспитания.
- Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей совершенствования его профессионализма.
- Разработка методических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.
Самовоспитание — активная деятельность, способствующая формированию и развитию положительных и устранению негативных качеств личности.
- Профессиональное выгорание и его профилактика
- Психические состояния человека в трудовой деятельности
- Сущность профессионализма
- Психология труда как отрасль психологии
- Управление конфликтом
- Главная формула конфликта
- Лидерство, ролевой конфликт, социальные роли
- Основная динамика и развитие малой группы
- Формальные и неформальные малые группы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу