Принципы построения имитационных игр

Широкое применение имитационных игр потребовало общепри-нятой методики их разработки и проведения. Для построения та-кой методики авторы-разработчики должны были выработать об-щие принципы создания и проведения игр.

С этой целью многие из них использовали материалы исследований с управленческими имитационными играми, выполненными при последипломном обучении руководителей и при внедрении некоторых систем управления, данные литературных источников, а также теоретические рекомендации по конструированию систем управления.

Выделяются следующие принципы построения управленческой имитационной игры:

• наглядность имитационной игровой модели;

• автономность сюжетов и эпизодов игры;

• «открытость» игровой модели для дальнейшего расширения и раз вития;

• сбалансированность в игровом эксперименте игровой деятельно сти и деятельности по поводу игры;

• насыщение игровой системы управления техническими средства ми сбора, передачи и обработки информации;

• сбор и систематизация наблюдений по изучаемой проблеме в игровом режиме.

Принцип наглядности. В имитационной игре необходимо отра-жать возможный набор управленческих функций. В то же время практика использования таких игр показала, что перенесение в игру всех функций и процедур управления, предусмотренных в системе-прототипе, сильно усложняет игру и снижает аналитические воз-можности игровой модели.

По этим же соображениям структура игры и информационная база игрового варианта системы должны быть визуализированы (таблицы, схемы, графики и т. д.) и, по возможности, упрощены. Это обеспечивает сжатый масштаб времени, в котором функцио-нирует игровая модель управления, что, в свою очередь, служит предпосылкой экспериментирования с нею. Принцип автономности.

Отдельные сюжеты и эпизоды имитационной модели позволяют «настраивать» игру для конкретного состава участников, дают возможность рационально построить учебный курс, когда имитационная игра становится стержнем изу-чаемой дисциплины. Реализация этого принципа означает, что от-дельные блоки игры могут проводиться самостоятельно, что до-стигается разработкой нескольких вариантов информационного обеспечения игры.

Самый полный вариант предусматривает жесткое информаци-онное взаимодействие игровых сюжетов и эпизодов по входам и выходам (например, сюжет «оперативное управление производ-ством» разыгрывается по результатам, полученным в сюжете «технико-экономическое планирование»). В остальных вариантах от-дельные блоки игры функционируют по заранее подготовленным информационным выходам.

Принцип «открытости» игровой модели. Отдельные элементы имитационной игры могут входить готовыми блоками в последу-ющие разработки. Согласно данному принципу при создании пер-вых игр необходимо предусмотреть свободные входы в модель, типизировать отдельные ее модули, составить обобщенные инст-рукции для участников игры и т.д.

Как показывает практика раз-работки имитационных игровых моделей, это требует дополни-тельных усилий от авторов. Однако опыт свидетельствует, что такой подход компенсируется целым рядом преимуществ и преж-де всего экономией затрат при создании каждой последующей игры. Принцип сбалансированности игровой деятельности и деятель-ности по поводу игры.

От этого принципа зависит эффективность проведения имитационных игр, так как именно в процессе этой деятельности обеспечивается реализация цели игровых эксперимен-тов: изучение процессов функционирования организационно-экономических систем.

Поэтому при создании игры следует идти по цепочке: формулирование цели проведения игры – формирование деятельности по поводу игры – конструирование игровой деятель-ности. Кроме того, целесообразно следовать правилу, при котором каждая игровая процедура должна занимать ровно столько време-ни в игре, сколько требуется для понимания участниками ее места и назначения в реальной системе.

Соблюдение этого правила связано в реальной практике обучения с рядом трудностей. Во-первых, в некоторых случаях бывает не просто убедиться, что обучаемые руководители и специалисты поняли суть демонстрируе-мой процедуры (для решения этого вопроса иногда преподаватели применяют контрольные упражнения, задачи и тесты).

Во-вторых, нередко бывает так, что вследствие разной степени подготовки участников игры трудно добиться, чтобы все они од-новременно и с одинаковым успехом овладели навыками решения игровых задач. Интенсификация игровой деятельности во многом зависит от организации самого процесса игры, числа присутствующих на игре организаторов и их профессионализма, от удобства и продуманности игровых процедур и правил.

В то же время сказанное не означает, что игровую деятельность можно или нужно исключить вообще, заменив ее традиционным объяснением изучаемой проблемы. Многократно проводимые занятия с руководителями и специа-листами свидетельствуют, что при исключительно вербальной форме обучения и отказе от игровой деятельности не удается довести до каждого обучаемого подробное содержание учебной проблемы, обеспечить единообразное понимание слушателями не только задачи, но порой даже лексики, терминов, определений, выработать единый язык общения.

В этом случае дискуссия по проблеме сводится, как правило, к многословным выступлениям, когда каждый пытается рассказать нечто, в чем он силен, но не предлагает решения обсуждаемой про-блемы. Уровень инструментальности такой организационной формы обучения или решения проблем резко снижается, а порой и вовсе падает.

Отсюда следует вывод о большой значимости игровой деятельности как языкового средства общения в междисциплинарных коллективах, а также о том, что объем и содержание этой деятельности в каждом отдельном учебном фрагменте зависят от всей совокупности конкретных условий (сложность решаемой проблемы, состав игроков, наличие учебного времени, количество и автори-тет преподавателей-игротехников, продуманность игровых форм и правил, пригодность помещений, удобство выполнения расчетов и т.д.). Таким образом, выбор пропорций игры и действий по поводу игры – это сложная творческая задача.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)