Понятие о развитии ребенка

Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием и внешних воздействий, и внутренних сил, которые свойственны человеку как всякому живому и растущему организму.

К внешним факторам относится прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним – биологические, наследственные факторы.

Эти факторы могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка – не только сложный, но и противоречивый процесс, который означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность. Ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.

Установлено, что для каждого возрастного периода развития ребенка один из видов деятельности становится главным, ведущим. Один вид сменяется другим, однако каждый новый вид деятельности зарождается внутри предыдущего. Совсем маленький ребенок полностью зависит от взрослых, даже на самые яркие предметы, игрушки ребенок обычно обращает внимание только после того, как на них указывают взрослые.


Поэтому вначале ведущую роль играет эмоциональное общение ребенка со взрослым. Затем предметы начинают привлекать внимание ребенка сами по себе, а взрослый становится только помощником в овладении ими. Ребенок осваивает новый вид деятельности – предметный. Постепенно интерес ребенка перемещается с предметов на действия с ними, которые он копирует у взрослых, – так формируется игровая деятельность, или сюжетно-ролевая игра. При поступлении в школу ребенок осваивает учебную деятельность, в этом ему помогают и педагоги, и другие взрослые.

Наряду с учебной деятельностью у ребенка сохраняются сюжетно-ролевые игры и формируются новые виды деятельности: трудовая, спортивная, эстетическая и др.

Для подросткового возраста характерна активность детей, направленная на решение двух вопросов: каким быть и кем быть? Ответ на первый вопрос подростки ищут в основном в интимно-личностном общении, которое приобретает характер ведущей деятельности.

Второй вопрос связан с интересом к будущей профессиональной деятельности. В раннем юношеском возрасте он становится главным, поэтому на первое место выдвигается деятельность, направленная на какую-либо определенную, представляющую интерес профессиональную сферу.

Нормальное развитие ребенка, с самого его рождения, осуществляется в условиях общения. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет важную роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира.

По ведущим видам общения и деятельности детей психологи выделяют такой возрастной ряд:

  • непосредственно-эмоциональное общение (младенческий возраст),
  • предметно-манипулятивная деятельность (ранний возраст),
  • ролевая игра (дошкольный возраст),
  • учебная деятельность (младший школьный возраст),
  • интимно-личностное общение (подростковый возраст),
  • учебно-профессиональная деятельность (ранний юношеский возраст).

С рождения и на протяжении всего периода взросления, последовательно и периодически сменяя друг друга, ведущие виды деятельности и формы общения, в конечном счете, и обеспечивают развитие личности ребенка.

Большую роль играет при этом внешнее целенаправленное воздействие на процесс развития. Эффект внешних воздействий зависит от тех внутренних сил и факторов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого развивающегося человека, а также от мастерства воспитателя, который влияет на формирование личности ребенка.

Движущими силами развития личности являются противоречия, которые возникают между возрастающими потребностями ребенка и возможностью их удовлетворения. Потребности формируют те или иные мотивы деятельности, побуждающие ребенка к их удовлетворению.

В ходе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону процесса, его общественную сущность. Социальное и биологическое в человеке – это не две параллельные, независимые друг от друга составляющие.

В каждой личности они настолько тесно переплетены и взаимообусловлены, а природосообразные и внутрииндивидные различия так многообразны, что исследователи в основе развития ребенка выделяют два важнейших фактора – наследственность и среду, которые являются и источниками, и условиями развития. В процессе развития человека они вступают в сложные взаимоотношения и взаимодействия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)