Причинный комплекс региональной рецидивной преступности

Вопрос о том, почему люди совершают преступления, неоднократно привлекал к себе внимание отдельных философов, ученых и политиков. Сторонники идеалистических философских систем пытались объяснить совершение преступлений решением свободной, ни от чего не зависимой человеческой воли.

Сторонники материализма неоднократно высказывали мысль о зависимости совершения преступлений от условий общественной жизни людей. Это было связано с тем значением, которое придавала материалистическая философия роли воспитания в деле формирования человека.

Значительный вклад в решение проблемы причинности в криминологии внесла Н.Ф. Кузнецова. Под причинами преступности она понимала социально-психологические детерминанты (включающие элементы экономической, политической, правовой и бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания).

Условия же преступности делила на способствующие криминогенному формированию личности (негативное влияние семьи, ближайшего окружения, недостатки воспитания, просчеты психологического воздействия СМИ, идеологические диверсии капиталистического мира) и на способствующие совершению преступлений (различного рода организационно-управленческие упущения и просчеты).

Интересно
Ю.М. Антонян причины преступности в постсоветской России объяснял резким расслоением общества на сверхбогатых и очень бедных, что значительно усиливает криминогенную опасность широкомасштабной корыстной преступности социально-экономических элит, чьи преступления по большей части остаются безнаказанными.

Люди не верят в справедливость существующего социального строя, в справедливое и правильное распределение материальных и духовных благ, в своей массе они охвачены безысходностью и даже отчаянием. Таким образом, изменение социальной структуры общества является самой насущной задачей его развития и без ее решения говорить об успешном обеспечении правопорядка просто беспредметно.

Исследуя детерминанты рецидивной преступности, необходимо отметить, что еще почти 70 лет назад выдающийся советский ученый А.А. Герцензон обосновал круг основных причин, порождающих преступность в целом и рецидивную в особенности, таких как уровень потребления алкоголя, безработица, высокий уровень цен на продукты питания, низкая заработная плата, плохое состояние жилищ, низкий уровень воспитания, образования и др.

В 1999 г. С.В. Степашин, будучи министром внутренних дел Российской Федерации, в одной из своих работ отмечал практически те же причины: «На криминальную обстановку существенное влияние оказали: продолжающийся процесс высвобождения из сферы общественного производства значительного числа людей трудоспособного возраста.

Именно из этой категории шло наиболее активное пополнение криминальной среды; отсутствие системы социальной реабилитации лиц с уголовным прошлым, практическая невозможность трудоустройства, отсутствие жилья создают почву для роста рецидивной преступности».

На сегодняшний день заслуживает внимания концепция основных причин рецидивной преступности, предложенная М.В. Гончаровой:

  • поляризация населения по уровню доходов;
  • систематически незанятость трудоспособного населения страны;
  • вынужденная миграция, дестабилизирующая ситуацию в регионах;
  • несовершенство нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере борьбы с правонарушениями, особенно повторными;
  • негативное влияние мест лишения свободы на личность осужденных;
  • проблемы ресоциализации осужденных и просчеты в деятельности по контролю за их поведением;
  • проблемы взаимодействия органов и учреждений МВД России, Минюста России, министерств здравоохранения, образования и науки, труда и социальной защиты РФ, а также судов, прокуратуры и общественных объединений по вопросам предупреждения преступности.

Поляризация населения по уровню доходов значительно острее действует на ранее судимых лиц, утративших социальные позиции в связи с отбытием уголовного наказания. Это подтверждают исследования, согласно которым рецидивисты являются крайне материально не обеспеченными (из их числа до 90% пребывают в нужде).

Нестабильная занятость применительно к рецидивистам характеризуется низкой заработной платой, слабой защищенностью в трудовых отношениях, отсутствием полного доступа к механизмам социальной защиты и благам, реализации трудовых прав, т.к. для имеющих судимость сфера труда в соответствии с нормами ТК РФ (ст. 65) существенно ограничена.

Мигранты выступают в качестве фактора, дестабилизирующего социальную ситуацию, особенно в регионах насыщенного их пребывания. Известно, что часть мигрантов прибывают в страну изначально с противоправными целями. Иные становятся преступниками, в т.ч. повторными в силу социально-экономических трудностей и бытовой неустроенности.

Несовершенство нормативных правовых актов, часто изменяющееся уголовное законодательство требует от сотрудников правоохранительной системы постоянного переосмысления накопленного опыта, ставя все новые и новые задачи при продолжающемся снижении их штатной численности, что приводит к чрезмерному повышению интенсивности труда.

Объективные сложности, связанные с реформированием МВД, уголовно-исполнительной системы, прокуратуры и Следственного комитета РФ привели к снижению профессионализма сотрудников, породили недостатки в деятельности ОВД, в первую очередь профилактической направленности.

Негативное влияние мест лишения свободы на личность осужденных включает в себя целый комплекс различных по характеру криминогенных факторов, связанных с объективными трудностями исполнения наказания, упущениями в профилактической деятельности исправительных учреждений, распространенностью криминальной субкультуры, насаждаемой в среде осужденных.

К одной из основных проблем ресоциализации осужденных относится отсутствие эффективной законодательной основы реабилитационной поддержки освободившимся из мест лишения свободы

Законодательство советской эпохи предусматривало обязательное обеспечение работой, а в необходимых случаях и жилой площадью лиц, освобожденных из исправительных учреждений. Однако современное законодательство лишь в самой общей форме закрепляет права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство, частично другие виды социальной помощи, которые на практике не работают.

Сегодня большинство освободившихся из мест лишения свободы нуждаются в социальной поддержке, поскольку за время пребывания в условиях изоляции от общества они утрачивают социально полезные связи, многим из них приходится заново решать вопросы трудового и бытового устройства, освоения новых профессий, получения дополнительного образования.

Требует разрешения проблема алкоголизма и наркомании рецидивистов, поскольку лечение этих социально значимых заболеваний требует не только волевого решения лица, им страдающего, но и определенных материальных затрат, в большинстве случаев невозможных для судимых лиц.

К наиболее распространенным просчетам в деятельности по контролю за лицами, привлекавшимися к уголовной ответственности, или в ненадлежащем осуществлении контрольно-профилактического воздействия относятся:

  • недостаточно результативная организация работы по реализации административного надзора;
  • отсутствие единой практики по установлению и продлению административного надзора по инициативе органа внутренних дел;
  • отсутствие налаженной системы межведомственного взаимодействия, в т.ч. и отсутствие программы совместных действий между территориальными органами МВД России и территориальными органами УФСИН России при осуществлении административного надзора;
  • недостаточная эффективность норм действующего законодательства, направленного на оказание индивидуального профилактического воздействия на граждан, освобожденных из мест лишения свободы, подпадающих под действие федерального закона об административном надзоре в целях защиты государственных и общественных интересов;
  • трудности в процессе применения административного надзора к иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Отсутствие надлежащего взаимодействия органов и учреждений МВД России с другими государственными органами и общественными объединениями по вопросам предупреждения преступности порождает дополнительные сложности при назначении и исполнении уголовных наказаний, особенно не связанных с изоляцией от общества, а также принудительных мер медицинского характера; осуществлении административного надзора и индивидуальной профилактики рецидива преступлений; обучении и трудоустройстве лиц, освободившихся из мест лишения свободы и отбывающих наказания без изоляции; оказании медицинской помощи, в т.ч. принудительном лечении от алкоголизма и наркомании.

О слабой эффективности предупредительной деятельности правоохранительных органов свидетельствуют исследования, согласно которым более трети (33,7%) рецидивистов до задержания совершили более двух преступлений. Наши исследования показывают, что для Алтайского края ситуация с основными проблемами, связанными с преступностью, всегда оставалась крайне напряженной в плане негативного влияния на ситуацию с рецидивной преступностью.

По данным аналитических материалов ГУ МВД России по Алтайскому краю, объективными причинами роста рецидивной преступности являются:

  • ненадлежащая организация работы по реализации постановления Государственной Думы (май 2015 г.) об амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Под амнистию в Алтайском крае попало более 250 осужденных, отбывавших наказание в местах лишения свободы, а также более 4400 лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Кроме постановки на различные виды профилактических учетов лиц, освобожденных от наказания, иной работы с ними не проводилось. В результате почти треть из числа освобожденных в течение первого года вновь совершили преступления;
  • отсутствие федерального законодательства по квотированию рабочих мест, эффективной системы ресоциализации, трудоустройства, социальной адаптации ранее судимых лиц. Отбывая наказание в местах лишения свободы, осужденные теряют свои социальные связи, что приводит к социально-психологической деградации и росту рецидивной преступности в обществе. При трудоустройстве данных лиц возникают определенные проблемы, связанные с нежеланием руководителей предприятий и организаций иметь в своем штате работников с криминальным прошлым. Отсутствие постоянного, стабильного и легального источника дохода вынуждает таких лиц совершать корыстно-насильственные преступления;
  • пробелы в законодательстве, регламентирующем порядок осуществления контроля за лицами, условно-досрочно освободившимися из мест лишения свободы. Об этом в свое время совершенно справедливо писали Я.И. Гилинский и В.С. Афанасьев, полагая, что к числу серьезных причин преступного рецидива следует отнести факты необоснованного представления отбывающих лишение свободы к условно-досрочному освобождению, а также ненадлежащего контроля за их поведением после освобождения.

В соответствии с требованиями ст. 79 УК РФ «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания», контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом.

Ни Президентом, ни Правительством Российской Федерации специализированный государственный орган до настоящего времени не определен, в связи с чем необходимо на законодательном уровне установить специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно.

Законодательство Российской Федерации не охватывает все категории ранее судимых лиц, от которых следует ожидать совершения повторных преступлений и которые требуют повышенного внимания со стороны сотрудников полиции.

С точки зрения субъективных причин роста рецидивной преступности, обусловленных упущениями со стороны правоохранительных органов, наиболее значимым является слабый уровень взаимодействия между территориальными органами внутренних дел и территориальными подразделениями уголовно-исполнительной инспекции, исправительными учреждениями по обмену информацией о лицах, освобождающихся из мест лишения свободы.

Обозначенные проблемы далеко не в полной мере отражают весь существующий спектр причин региональной рецидивной преступности, но и они позволяют вполне обоснованно определить основные направления по ее предупреждению.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)